ХРИСТИАНСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

ХРИСТИАНСТВО [от греч. Христос - Помазанник, Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11: 26, образованное на основе греческого языка с употреблением латинского суффикса существительное christianoi - приверженцы (или последователи) Христа, христиане, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в 1 в. ], одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), одна из т. н. "авраамитических" (или "авраамических") религий, преемственных по отношению к библейскому монотеизму (наряду с иудаизмом и исламом). Культурный контекст начального христианстваХристианство возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как "еретиков"). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий получало все больше последователей среди других народов ("язычников"). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Вплоть до конца Римской империи распространие христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины - Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2 - 3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, а благодаря городской среде Александрии - также христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких "буферных" территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая христианство несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина, о котором сказано ниже). Языковая ситуация раннего христианства была сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины - арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому (есть сведения об арамейском оригинале Евангелия от Матфея; семитологи склонны допускать, что древнейшая сирийская версия Евангелий лишь отчасти является переводом с греческого, отчасти же удерживает воспоминания об изначальном облике речений Иисуса (ср. Black M. An Aramaic approach to the Gospels and Acts. 3 ed. Oxford, 1969). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Однако языком межэтнического общения в пространстве средиземноморья был иной язык - греческий (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты самой священной книги христианства - Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) начинается на границе языков и цивилизаций; характерно древнее предание, согласно которому апостол Петр проповедовал, имея переводчиком Марка (будущего евангелиста). В Риме христианская литература долго создается на греческом языке, что характеризует космополитическую среду раннехристианской общины, в которой преобладали выходцы с востока (христианская латынь, которой предстояло в символической связи с папским Римом стать сакральным языком католической ветви христианства, делает свои первые шаги не столько в Риме, сколько в Северной Африке). Вероучение. Учение о Боге. Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама - Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех "Ипостасей", или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или "Слова" - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа ("животворящего" Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух "исходит" от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как "рождение", так и "исхождение" совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда ("предвечны") и равны по достоинству ("равночестны"). Христианское "тринитарное" учение (от лат. Trinitas - Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви ("патристика", расцвет которой приходится на 4 - 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует "не смешивать Лица и не разделять Сущность"; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного - специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно благодаря безусловному "ипостасному" самостоянию и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Учение о Богочеловеке (христология) Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в христианстве как единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: "Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!" - таков тезис, отстаиваемый Блаженным Августином против доктрины вечного возвращения (О граде Божьем XII, 14, 11). Иисус Христос - "Единородный", единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв. (Поэтому для христианства неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, "великих просвященных", - от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма, через манихейство и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других "эзотерических" доктрин нового и новейшего времени). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном "вочеловечении", так что вездесущность Бога вмещается в пределах одного человеческого тела ("в Нем обитает вся полнота Божества телесно", послание апостола Павла к колоссянам 2: 9), а Его вечность - в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для христианства, что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят "при Понтийстем Пилате", т. е. во времена такого-то наместника - мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3: 1). Христианство отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство, отрицавшее "со-безначальность" и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство, разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство (см. монофиситы), напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность - "воистину Бог" и "воистину человек" - четырьмя отрицаниями: "неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо". Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируемости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипассиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия - "во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог в раи с разбойником и на престоле... со Отцем... "). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... АНТРОПОЛОГИЯ Ситуация человека мыслится в христианстве остро противоречивой. В изначальном, "первозданном" состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти - по выражению апостола Павла, "тела духовного" (Первое послание к коринфянам 15: 44); в ситуации споров позднеантичной эпохи это навлекало на христианство насмешки языческих платоников и парадоксально звучащие для нас обвинения в чрезмерной любви к телесному. Аскетическая программа, сформулированная тем же Павлом в словах "усмиряю и порабощаю мое тело" (там же, 9: 27), имеет своей целью в конечном счете не отторжение духа от тела, но восстановление духовности тела, нарушенной грехом. Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершенный первыми людьми, разрушило богоподобие человека - в этом весомость т. н. первородного греха. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Христианство создало изощренную культуру усмотрения собственной виновности (в этом отношении характерны такие литературные явления эпохи Отцов Церкви, как "Исповедь" Августина и исповедальная лирика Григория Богослова); самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы. Христос победил онтологическую силу греха, "искупил" людей, как бы выкупив их из рабства у сатаны Своими страданиями. Христианство высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского "просветленного", но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь "принимая свой крест", человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. "Смирение" рассматривается как аскетическое упражнение, в котором человек "отсекает" свое своеволие и через это парадоксальным образом становится свободным. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т. н. "обожение", особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). "Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что (...) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (Первое соборное послание Иоанна 3: 2). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции "мытарствами", а в католической традиции "чистилищем") своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность; середины между неземной славой и погибелью в конечном счете нет. Учение о таинствахС концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие "таинства" как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего "обожения", прорыва эсхатологического времени. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос "жил в нем"). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и "пастырски" вести верующих, но также - в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе - прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Послание к ефесянам 5: 22-32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств. Идеал аскетико-сакраментального бытия - Дева Мария, именно благодаря своей девственности реализующая в своем физическом бытии Богоматери сакраментальное присутствие Божества в человеческом мире. (Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание таинства, закономерно отпадает аскетический институт монашества, а также почитание Девы Марии). Христианство и монархияАдминистрация римских цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной нормы, инкриминируя христианам "ненависть к роду человеческому"; отказ участвовать в языческих обрядах, особенно в религиозно-политическом культе императора, навлекал на христиан кровавые гонения. Воздействие этого факта на специфическую эмоциональную атмосферу христианства было весьма глубоким: лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству смертной казни (мученики) или заключению и пыткам (исповедники) первыми в истории христианства почитались как святые, идеал мученика (соотнесенный с образом распятого Иисуса Христа) стал центральной парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как находящийся под неправедной властью "князя мира сего" (сатаны, см. Евангелие от Иоанна 14: 30; 16: 11 и др.), а должное поведение - как мирное сопротивление этой власти и постольку принятие страданий. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... В то же время универсально-цивилизующий характер Римской империи был созвучен вселенскому духу христианства, обращающегося ко всем людям; раннехристианские авторы 2-3 вв. (которых принято называть апологетами, поскольку они в условиях преследований и нападок выступали с апологией своей веры) призывали в своих сочинениях, часто формально адресованных носителям власти, к примирению между Церковью и империей. Став в начале 4 в. благодаря инициативе императора Константина официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, христианство надолго поступает под покровительство, но также и под опеку государственной власти (т. н. "константиновская эпоха"); границы христианского мира некоторое время примерно совпадают с границами империи (и греко-римской цивилизации), так что положение римского (позднее византийского) императора воспринимается как сан единственного верховного светского "предстоятеля" всех христиан в мире (по инициативе которого, в частности, собирались Вселенские соборы 4-7 вв., признаваемые не только католиками, но и православными). Эта парадигма, представляющая аналогию халифату в раннем исламе и оживленная необходимостью религиозных войн именно с исламом, теоретически значима еще на исходе западного Средневековья - например, для трактата Данте Алигьери "О монархии" (1310-11). Тем более она определила византийскую идеологию священной державы и отчасти некоторые традиции православной ветви христианства (ср. в Московской Руси идею "Москвы - третьего Рима"). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... В западной половине Римской империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъему власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции и спорившей с имперским принципом по существу о той же теократической парадигме. Однако и на фоне сакрализации трона реальность постоянно создавала конфликты между христианской совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианские идеалы мученичества и "исповедничества", т. е. морального сопротивления власти (такие ключевые для христианской традиции фигуры святых, как Иоанн Златоуст в ранневизантийскую эпоху, Томас Бекет и Иоанн Непомук (ум. 1393), в контексте средневекового католицизма и митрополит Филипп в русском православии, связаны именно с исполнением христианского долга перед лицом репрессий от вполне "единоверных" им монархов). Древние вероисповеданияМеняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст определил логику последовательных церковных разделений ("схизм"), в результате которых возникла рознь Церквей и вероисповеданий (конфессий). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Уже в 5-7 вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественной и человеческой природ в личности Иисуса Христа (т. н. христологические споры) от единой Церкви Римской империи отделились т. н. "нехалкидониты" (от названия 4-го Вселенского собора в Халкидоне) - христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны; не признавшие уже 3-го Вселенского собора (431) несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и дальше на Восток от Средней Азии до Китая [ныне общины т. н. ассирийцев ("айсоров"), разрозненные от Ближнего Востока до США, а также "христиане св. Фомы" в Индии]; не признавшие 4-го Вселенского собора (451) монофиситы, которые возобладали в яковитской (сирийской), грегорианской (армянской), коптской (египетской) и эфиопской Церквах; монофелиты, остаток которых - вторично соединившаяся с католиками маронитская Церковь Ливана. В настоящее время (после научно-аналитической работы, одним из инициаторов которой еще в 19 в. был русский церковный ученый В. В. Болотов) среди католических и православных богословских экспертов преобладает отношение к "нехалкидонским" Церквам как к отделенным не столько в силу реальных вероучительных различий, сколько под действием лингво-культурных недоразумений и политических конфликтов. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... К 1054 было официально провозглашено и в 13 в. закрепилось разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме); за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными (см. выше о filioque) и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на 2-м Лионском соборе 1274 и особенно на Флорентийском соборе 1439) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма т. н. "униатства" или "католицизма восточного обряда" (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции, включая Символ веры без filioque, с признанием вселенского примата Рима), чаще всего приводившая к психологическому обострению конфессионального конфликта (особенно Брестская уния среди украинцев и белорусов), как это нередко признается и с католической стороны; необходимо, однако, иметь в виду, что примерно для 10 млн. христиан во всем мире "униатство" давно уже является унаследованной и выстраданной в конфликтах традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453, присущая византийскому христианству тенденция к отождествлению церкви, царства и народа и к связанной с этим сакрализации привела в спорах 17 в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от Православия отделилось т. н. старообрядчество (само раздробившееся на множество "толков"). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... РЕФОРМАЦИЯ. На Западе папство вызвало под конец Средневековья протест как "сверху", со стороны светских властей, с которыми оно вступало в спор о полномочиях, так и "снизу" (лолларды, гуситы и т. п.). На пороге Нового времени инициаторы Реформации - Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и др. - отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, Реформация породила множество протестантских конфессий и т. н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным "предстоятелям" и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени (ср. знаменитую концепцию "протестантской этики" у М. Вебера). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не говоря уже о православном Востоке (а в развитии традиционного капитализма в дореволюционной России особую роль играют старообрядцы, в противостоянии царистскому официозу развившие у себя черты, представляющие известную аналогию "протестантской этике"). Христианство и Новое времяОднако при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16-17 вв. в кровавые религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей христианской культуры прослеживаются некоторые общие свойства. И создатели системы протестантского образования вроде "наставника Германии" Меланхтона, и такие крайние поборники католицизма, как иезуиты (и пиаристы), субъективно стремясь вытеснить друг друга, объективно разрабатывают и насаждают новую систему школьного дела, менее репрессивную, чем прежняя, более ориентированную на соревнование между учениками и на эстетическое воспитание; ср. феномен иезуитского школьного театра, оказавший влияние и на украинско-русскую православную культуру 17 в., в частности, на поэтическое творчество св. Димитрия Ростовского, что само по себе было одним из проявлений православной рецепции барочно-схоластических форм культуры в Киеве (митрополит Петр Могила, и созданная им Киево-Могилянская академия) и затем в Москве (Славяно-греко-латинская академия). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Можно отметить, например, сходство в методах публичной проповеди у двух несходных течений, возникших в 18 в., - у католической конгрегации редемптористов и таких крайних представителей английского протестантизма, как методисты. Секуляризаторские тенденции Нового времени последовательно выявляются уже антиклерикальным крылом Просвещения: оспорена не только практика Церкви, но и учение христианства как таковое; в противоположность ему выдвигается самодовлеющий идеал земного прогресса. Приходит конец т. н. "союзу Трона и Алтаря", к которому свелась идея христианской теократии (если ранние буржуазные революции прошли под знаменем Реформации, то во время Великой французской революции уже была проведена кампания "дехристианизации", предвосхищавшая "воинствующее безбожие" русского большевизма); миновала "константиновская эпоха" христианства как государственной религии. Оспорено привычное понятие "христианской (православной, католической, протестантской и т. п.) нации"; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а сегодня, хотя бы ввиду массовой миграции рабочей силы, - и рядом с инаковерующими. У сегодняшнего христианства - опыт, не имеющий аналогов в прошедшем. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Еще с 19 в. в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христианского учения социальной доктрины, отвечающей задачам времени (энциклика папы Льва XIII "Rerum novarum", 1891). Богослужебная практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962-65) и католицизма ищет сообразности новым моделям человеческого самоосознания. Аналогичные попытки русского послереволюционного "обновленчества" провалились как ввиду большей силы православного консерватизма, так и ввиду того, что лидеры "обновленчества" скомпрометировали себя оппортунизмом в пору антицерковных репрессий. Вопрос о легитимном соотношении между "каноном" и новаторством в христианской культуре является сегодня первостепенным для всех христианских вероисповеданий. Реформы и сдвиги вызывают резкую реакцию крайних традиционалистов, настаивающих на обязательности буквы Священного Писания (т. н. фундаментализм - термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, но ныне употребляемый расширительно), на неизменности обряда (движение католических "интегристов", отвергших 2-й Ватиканский собор, а в православной Греции - "старокалендаристов"). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... На противоположном полюсе - тенденции (особенно в некоторых протестантских конфессиях) к ревизии вероучительных основ ради беспроблемного приспособления к этике современного либерализма. Современное христианство - это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, "всасываемое с молоком матери" потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации христианству может помочь память о его первых шагах - в пространстве между этносами и культурами. ЭкуменизмНовым фактором в жизни христианства 20 столетия является экуменическое движение за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис написал книгу с характерным заглавием "Просто христианство" (рус. пер. в кн.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992); заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением надвое - за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, - вот самый глубокий "экуменический" опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известной формуле Бердяева, печальное "недостоинство христиан", контрастирующее с "достоинством христианства", с другой стороны, дела искренней любви к Богу и ближнему (ср. призыв архиепископа Иоанна Шаховского видеть "сектантство в Православии и Православие в сектантстве"). Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910); с православной стороны она была поддержана в 1920 посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей, с 1961 участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРИСТИАНСТВО ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Литература: Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489-526 - обширная библиография). Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. СПб., 1900-11. Т. 1-12. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907 - 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. Т. 1. Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992. Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992. Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 5-8 вв. Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992. Керн, архим. Киприан. Евхаристия. Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992. Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. М., 1993. Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. Париж; Москва, 1996. H. Denzinger - A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976. Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971-78. Bd. 1-3. С. С. Аверинцев

ХРОНО... (от греч. chronos - время), часть сложных слов, указывающая на их отношение ко времени.

ХРОНОБИОЛОГИЯ, раздел биологии, изучающий биологические ритмы, протекание различных биологических процессов (преимущественно циклических) во времени. Возникла в 20 в.

ХРОНОГРАФ (от хроно... и... граф), прибор для измерения коротких интервалов времени и для точной регистрации по часам моментов каких-либо событий. Точность регистрации составляет обычно ~0, 001 с. Применяются механические и электронные хронографы.

ХРОНОГРАФ, в Византии, Болгарии, Сербии сочинения по всемирной истории. На Руси в 11-18 вв. переводные хронографы дополнены русскими известиями. Использованы в "Повести временных лет" и др. сочинениях.

ХРОНОЗОНА, см. Зона стратиграфическая.

ХРОНОЛОГИЯ (от хроно... и... логия),.. 1) последовательность исторических событий во времени... 2) Наука об измерении времени. Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии - вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

ХРОНОМЕТР (от хроно... и... метр), особо точные переносные часы, ход которых практически не зависит от колебаний температуры, механических вибраций и тяги заводной пружины. Применяется, напр., в навигации для хранения времени начального меридиана, что необходимо при определении географической долготы.

ХРОНОМЕТРАЖ, метод изучения затрат времени на непосредственное выполнение заданной операции путем наблюдения и измерения циклически повторяющихся ее элементов (частей).

ХРОНОСКОП (от хроно... и... скоп), прибор для сравнения показаний двух часов и для точного измерения коротких интервалов времени. Позволяет отсчитывать интервалы времени с точностью до нескольких десятитысячных долей секунды.

ХРОСВИТА (Гротсвита, Росвита) (Hroswitha, Hrotsvitha, Roswitha) (ок. 935 - ок. 975), немецкая писательница; монахиня. Писала на латинском языке. Религиозные поэмы, исторические хроники ("Деяния Оттона", 968).

ХРУЛЕВ Андрей Васильевич (1892-1962), российский военный деятель, генерал армии (1943). С 1940 Главный интендант Красной Армии. В Великую Отечественную войну начальник Тыла Красной Армии, в 1942-43 одновременно нарком путей сообщения СССР. В 1946-51 начальник Тыла Вооруженных СССР.

ХРУЛЕВ Степан Александрович (1807-70), российский генерал-лейтенант (1853). В Крымскую войну участник боев на Дунае (1854), командовал юго-восточным участком обороны Севастополя (1855).

ХРУНГНИР, в скандинавской мифологии один из великанов, противник богов-асов, которого убивает своим молотом Тор.

ХРУНИЧЕВ Михаил Васильевич (1901-61), российский государственный деятель, генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). С 1946 министр авиапромышленности СССР. В 1955-57 и 1961 заместитель председателя Совета министров СССР. 2 Государственные премии СССР.

ХРУНОВ Евгений Васильевич (р. 1933), летчик-космонавт СССР (1969), полковник, кандидат технических наук (1971), Герой Советского Союза (1969). Полет на "Союзе-5" с переходом на "Союз-4" (январь 1969).

ХРУПКОСТЬ, свойство тел разрушаться после незначительной пластической деформации.

ХРУСТАЛИК, прозрачное двояковыпуклое тело (линза), расположенное позади зрачка глаза. Преломляет входящие в него лучи, фокусируя их на сетчатке.

ХРУСТАЛЬ (от греч. krystallos - кристалл), особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются яркой, многоцветной игрой света.

ХРУЦКИЙ Иван Трофимович (1810-85), российский живописец. Натюрморты Хруцкого отличает иллюзорное изображение предметного мира ("Цветы и плоды", 1839).

ХРУЩАКИ, несколько видов жуков семейства чернотелок. Обычны 2 вида: хрущак мучной большой - длина 15 мм (личинка, т. н. мучной червь, длина до 30 мм) и хрущак мучной малый - длина до 4 мм (личинка длиной до 7 мм). Повреждают муку, отруби, крупу.

ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894-1971), государственный политический деятель, Герой Советского Союза (1964), Герой Социалистического Труда (1954, 1957, 1961). Из крестьян. С 1909 слесарь на заводах и шахтах Донбасса. В 1928 заведующий организационным отделом ЦК КП(б) Украины, с 1929 учился в Промышленной академии. С 1931 на партийной работе в Москве, с 1935 1-й секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б). В 1938 - марте 1947 и в декабре 1947 - 49 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944 - 47 председатель Совета народных комиссаров (Совета министров) Украинской ССР. Играл одну из главных ролей в организации массовых репрессий в Москве и на Украине. В Великую Отечественную войну член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант (1943). С 1949 секретарь ЦК и 1-й секретарь Московского комитета ВКП(б). С 1953 1-й секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1958-64 председатель Совета министров СССР. Член ЦК КПСС в 1934-66, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1939-64. ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХРУЩЕВ ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Один из инициаторов "оттепели" во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На 20-м (1956) и 22-м (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой т. н. культа личности и деятельности И. В. Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 и др.), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 и др.), обострение военного противостояния с Западом (берлинский, 1961, и карибский, 1962, кризисы и др.), а также политическое прожектерство (призывы "догнать и перегнать Америку!", обещания построить коммунизм к 1980) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964. Воспоминания Н. С. Хрущева были опубликованы в Нью-Йорке 1981.

ХРУЩИ, экологическая группа жуков семейства пластинчатоусых. Длина 4-60 мм. 5 тыс. видов, распространены широко. Многие хрущи (майские жуки, мраморный хрущ и др.) - вредители сельскохозяйственных культур и лесных пород.

ХРУЩОВ Григорий Константинович (1897-1962), российский гистолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по сравнительной и экспериментальной гистологии и цитологии.

ХРУЩОВ Николай Григорьевич (р. 1932), российский гистолог, цитолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Сын Г. К. Хрущова. Основные труды по исследованию гистогенеза соединительной ткани, главным образом кроветворной.

ХРЮКИН Тимофей Тимофеевич (1910-53), генерал-полковник авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1939, 1945). Участник войны в Испании 1936-39. В советско-финляндскую войну командующий ВВС армии; в Великую Отечественную войну - ВВС армии, Карельского и Юго-Западного фронтов, воздушными армиями.

ХРЯК, самец свиньи домашней, производитель.

ХРЯЩ, разновидность соединительной ткани некоторых беспозвоночных, всех позвоночных животных и человека; состоит из коллагеновых волокон, плотного межклеточного вещества, в котором расположены клетки хряща (хондробласты и хондроциты). Выполняет опорную функцию. У зародышей хрящ составляет большую часть скелета, у взрослых организмов (кроме хрящевых рыб) покрывает лишь суставные поверхности костей и образует хрящи ребер, гортани, трахеи, бронхов, ушной раковины, носа.

ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ, класс водных позвоночных. Скелет хрящевой, костной ткани нет; чешуя зубовидная, плакоидная. Оплодотворение внутреннее. 2 подкласса: пластино-жаберные и цельноголовые. Обитают преимущественно в морях. Ок. 700 видов.

ХТОНИЙ (греч. земной), в Др. Греции эпитет божеств подземного царства или связанных с ним (Аида, Гермеса, Диониса). Женская форма Хтония. См. Хтонические боги.

ХУ, в египетской мифологии абстрактное божество, персонификация божественной воли, бог творящего Слова. В мемфисской космогонии отождествлялся со Словом Птаха.

"ХУ" (The Who), английская группа, образована в 1964. Состав: Пит Тауншенд (гитара, клавишные, вокал), Роджер Дэлтри (вокал), Джон Энтвайстл (бас), Кит Мун (ударные). Один из самых популярных коллективов в истории рок-музыки. Музыка базировалась на традиционном ритм-энд-блюзе с элементами народной музыки, арт- и хард-рока. Одними из первых создали жанр рок-оперы. Альбомы "Tommy" (1969) и "Quadrophenia" (1973), выполненные в этом жанре, выдержали много переизданий и были экранизированы.

ХУ ЯОБАН (р. 1915-89), генеральный секретарь ЦК КП Китая (КПК) в 1980-87 (в июне 1981 - сентябре 1982 одновременно председатель ЦК КПК).

ХУАЙНАНЬ, город в Вост. Китае, на р. Хуайхэ, пров. Аньхой. 2 млн. жителей (1990). Центр каменноугольного бассейна. Металлургия, машиностроение, химическая, бумажная промышленность. Крупная теплоэлектростанция.

ХУАЙХЭ, река на востоке Китая. 813 км, площадь бассейна 187 т. км2. Протекает по Великой Китайской равнине. Средний расход воды ок. 1000 м3/с. Большая часть стока по системе Великого канала поступает в р. Янцзы. Крупные гидроузлы; используется для орошения. В прошлом Хуайхэ часто меняла направление, впадая то в Янцзы, то в Хуанхэ, то в Желтое м. Известна опустошительными наводнениями.

ХУАН БИНЬХУН (1864-1955), китайский живописец. Работал в манере гохуа, стремился развить методы классической китайской пейзажной живописи ("Гора Тяньтайшань", 1928).

ХУАН де ла КРУС (Juan de la Crus), Иоанн Креста (1542-91), испанский мистик и христианский писатель, поэт, прозванный "экстатическим доктором". Вместе со св. Терезой Авильской реформировал кармелитский монашеский орден. Сочинения - "Восхождение на г. Кармель", "Мистическая ночь души". Память в Католической церкви 24 ноября, 14 декабря.

ХУАН КАРЛОС I (Juan Carlos) (р. 1938), король Испании с 1975, из династии Бурбонов, внук Альфонса XIII.

ХУАН МАНУЭЛЬ (Juan Manuel) (1282-1348), испанский писатель. Сборник новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) с гуманистическими тенденциями, морально-дидактические трактаты.

ХУАН СИН (1874-1916), китайский революционер. Возглавлял Хуанхуаганское восстание 1911, был одним из руководителей Синьхайской революции 1911-13.

ХУАН ЦЗЫЦИНЬ (р. 1904), китайский геолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды в области геологии и тектоники; автор монографий "Главные структурные элементы Китая", "Эволюция Тетиса в пределах Китая и смежных регионов".

ХУАН ЧАО (?-884), один из руководителей Крестьянской войны 874-901 в Китае. Потерпев поражение, покончил жизнь самоубийством.

ХУАНА БЕЗУМНАЯ (Juanа lа Loca) (1479-1555), королева Кастилии с 1504 и Арагона с 1516. В царствование душевнобольной Хуаны Безумной фактически правили регенты.

ХУАН-ДИ (кит. желтый государь), в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (см. Уди).

ХУАНПУ ШКОЛА (Вампу школа), в 1924-1927 школа для подготовки офицеров Китая, создана Сунь Ятсеном при помощи советских военных специалистов на о. Хуанпу, близ г. Гуанчжоу.

ХУАНПУСКИЙ ДОГОВОР 1844, навязан Францией Китаю, подписан в гавани о. Хуанпу, близ г. Гуанчжоу. Франция получала те же привилегии, которые получили Великобритания по Нанкинскому договору 1842 и "Дополнительному протоколу" 1843 и США по Вансяскому договору 1844.

ХУАНТОРЕНА (Juantorena) Альберто (р. 1950), кубинский спортсмен (легкая атлетика). Чемпион Олимпийских игр (1970) в беге на 400 и 800 м. Многократный рекордсмен мира.

ХУАНХАЙ, китайское название Желтого моря.

ХУАНХУАГАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1911, вооруженное выступление 27 апреля во главе с Хуан Сином в г. Гуанчжоу с целью свержения в Китае династии Цин. После поражения восстания тела погибших были похоронены на холме Хуанхуаган. См. Хуасинхой.

ХУАНХЭ (Желтая река), на востоке Китая. 4845 км, площадь бассейна 771 тыс. км2. Начинается на востоке Тибетского нагорья, протекает по равнине Хэтао, через Лессовое плато, Великую Китайскую равнину. Впадает в зал. Бохайвань Желтого м., образуя дельту. Средний расход воды ок. 2000 м3/с, максимальный - летом. Нередки наводнения с прорывами дамб и перемещениями русла, достигавшими 800 км. Несет в среднем 35-40 кг/м3 наносов (наибольшая концентрация среди крупных рек Земли). Используется для орошения. Гидроэлектростанция (близ г. Ланьчжоу и в ущелье Саньмынься). Судоходна на отдельных участках. На Хуанхэ - города Ланьчжоу, Баотоу; в долине - города Чжэнчжоу, Цзинань.

ХУАНШИ, город в Центр. Китае, в пров. Хубэй. 458 тыс. жителей (1990). Порт на р. Янцзы. Металлургия, химическая, цементная промышленность. В районе - добыча железной руды (Дае), цветных металлов, известняка, угля.

ХУАРЕС (Juarez) Бенито Пабло (1806-72), национальный герой Мексики, президент в 1861-72, глава правительства в 1858-61. Провел законы, ограничивающие экономические и политические позиции церкви. Во время Мексиканской экспедиции 1861-67 возглавлял борьбу против интервентов.

ХУАРРОС (Juarroz) Роберто (1925-95), аргентинский поэт. Сборник "Вертикальные стихи" (т. 1-3, 1958-65).

ХУАСИНХОЙ (букв. - Союз процветания Китая), организация в пров. Хунань (Китай). Основана в 1904 Хуан Сином и др. с целью свержения династии Цин. В 1905 Хуасинхой наряду с Синчжунхой - база создания Тунмэнхоя.

ХУБАИ (Hubay) Ене (1858-1937), венгерский скрипач, композитор, педагог. Виртуоз-концертант. Оперы (в т. ч. "Анна Каренина", 1915), балеты, симфонии, концерты для скрипки с оркестром и др. сочинения. Профессор Высшей школы музыкального искусства им. Ференца Листа в Будапеште (с 1886).

ХУБЕР (Huber) Вольф (ок. 1485/90-1553), австрийский живописец и график эпохи Возрождения. Представитель дунайской школы. Поэтичные пейзажные картины, рисунки и гравюры на дереве.

ХУБЕР Роберт (р. 1937), немецкий биохимик. Работы по рентгеноструктурному анализу и расшифровке строения иммуноглобулинов. Установил (совместно с И. Дайзенхофером и Х. Михелем) структуру реакционного центра - основного компонента фотосинтетического аппарата пурпурных бактерий. Нобелевская премия (1988, совместно с Дайзенхофером и Михелем).

ХУБИЛАЙ (1215-94), 5-й монгольский великий хан (с 1260), внук Чингисхана. В 1279 завершил завоевание Китая. Предпринял неудачные завоевательные походы против Японии, Вьетнама, Бирмы, Явы.

ХУБЛАРЯН Мартин Гайкович (р. 1935), российский гидролог и гидрогеолог, академик РАН (1994). Труды по гидромеханике и исследованию проблем динамики формирования и режима водных ресурсов.

ХУБЛИ-ДХАРВАР, город в Юж. Индии (административно объединенные гг. Хубли и Дхарвар), шт. Карнатака. 648 тыс. жителей (1991). Машиностроение, хлопчатобумажное, мыловаренное, кожевенное предприятия.

ХУБСУГУЛ, озеро на севере Монголии, в тектонической впадине у южных отрогов Саян, на высоте 1645 м. 2620 км2, длина 134 км, глубина 238 м. Судоходство. Рыболовство. Из Хубсугула вытекает р. Эгийн-Гол (бас. Селенги).

ХУБЭЙ, провинция в Центр. Китае. 187 тыс. км2. Население 54 млн. человек (1990). Адм. ц. - Ухань.

ХУВЕНТУД (исп. Islа de lа Juventud - Остров Молодежи), до 1978 - Пинос (Pinos), низменный (высота до 303 м) остров в Карибском м., в 65 км к югу от о. Куба, в составе Республики Куба. 2, 2 тыс. км2. Население 71 тыс. человек (1989). Тропические листопадно-вечнозеленые и сосновые леса. Плантации цитрусовых. Открыт в 1494 Христофором Колумбом.

ХУГЛИ, западный рукав дельты Ганга, в Индии. Ок. 250 км. Впадает в Бенгальский зал., образуя эстуарий. Подвержен влиянию приливов. Морской порт - Калькутта.

ХУДАЙНАЗАРОВ Бердыназар (р. 1927), туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1984). Повести "Песня бегущей воды" (1973, русский перевод - "Каракумское небо"), "Глаза следопыта" (1979), роман "Люди песков" (1970), сборники стихов и поэм ("Материнское молоко", 1978; "Туркменский ковер", 1987, и др.).

ХУДАНСКИЙ ХРЕБЕТ, в Забайкалье, по левобережью р. Уда (приток Селенги). Ок. 320 км, высота до 1327 м.

ХУДАТ, город (с 1950) на севере Азербайджана, близ побережья Каспийского м. Железнодорожная станция. 10, 9 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность.

ХУДЖАНД (до 1936 Ходжент, 1936-91 Ленинабад), город на севере Таджикистана, центр Ленинабадской обл., на р. Сырдарья. Железнодорожная станция. 160 тыс. жителей (1989). Легкая (шелковая, хлопкоочистительная, обувная, трикотажная и др.), пищевкусовая промышленность; машиностроение и металлообработка и др. Педагогический институт. Театр. Историко-краеведческий, археологический музеи. Ботанический сад. Известен с 7 в. Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслехетдина (17-18 вв.).

ХУДИОН Севастийский (ум. ок. 320), один из сорока севастийских мучеников.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-е гг., в 60-е гг. признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира с 1963. В программе Олимпийских игр с 1984.

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА", издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934-63 - Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных иностранных писателей, серийные издания (200-томная "Библиотека всемирной литературы" и др.), книги по литературоведению и критике.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, изготовление промышленными методами декоративно-прикладных изделий, служащих для художественного оформления быта, интерьера, одежды.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, одна из форм народного творчества. Коллективы художественной самодеятельности возникли в СССР. В сер. 20-х гг. зародилось трамовское движение (см. ТРАМ). В 30-е гг. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и др.), оркестры.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Музей истории искусств), Вена, основан в 1891. Собрание восточных и античных древностей, живопись западноевропейских старых мастеров, скульптура, монеты, медали, оружие и др.

"ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА РОССИИ", русский ежемесячный иллюстрированный сборник. Издавался Обществом поощрения художеств, Санкт-Петербург (1901-07, редакторы А. Н. Бенуа, А. В. Прахов). Пропагандировал русское художественное наследие.

ХУДОНАЗАРОВ Давлатназар (р. 1944), таджикский кинорежиссер, оператор, заслуженный артист Таджикистана (1989). Постановки фильмов: "Юности первое утро" (по "Ниссо" П. Н. Лукницкого, 1979), "В талом снеге звон ручья" (1983); работы в документальном кино.

ХУДЯКОВ Глеб Иванович (р. 1928), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991, член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по геоморфологии и палеогеографии. Государственная премия СССР (1978).

ХУДЯКОВ Иван Александрович (1842-76), российский революционер, этнограф, фольклорист. Издавал сборники русских народных песен (1860), сказок (1860-1862), загадок (1861). С 1865 руководитель Санкт-Петербургского филиала ишутинцев. В 1866 по делу Д. В. Каракозова сослан на вечное поселение в Верхоянск. Воспоминания "Записки каракозовца".

ХУДЯКОВ Константин Павлович (р. 1938), российский кинорежиссер. Начинал как актер. Снялся в фильмах: "713-й просит посадки" (1962), "Софья Перовская" (1968) и др. Поставил фильмы: "Жить по-своему" (1977), "Иванцов, Петров, Сидоров" (1979), "Кто заплатит за удачу" (1981), "Успех" (1984) и др.

ХУДЯКОВ Сергей Александрович (наст. фам. и имя Ханферянц Арменак Артемович) (1901/02-1950), маршал авиации (1944). В Великую Отечественную войну начальник штаба ВВС Красной Армии (в 1942 и в 1943-45), командовал воздушной армией (в 1942-43 и в 1945). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ХУЗАНГАЙ Педер (Петр Петрович) (1907-70), чувашский поэт, народный поэт Чувашии (1950). Поэмы "Магнит-гора" (1933), "Таня" (1942), "Дом в Горках" (1952), "Великое сердце" (1960); роман в стихах "Семья Аптрамана" (1954) о социальных преобразованиях в жизни чувашского народа.

ХУК (Hook) Сидни (р. 1902), американский философ, сторонник прагматизма.

ХУКАР (Jucar), река на востоке Испании. 498 км. Площадь бассейна 22, 4 тыс. км2. Истоки в Иберийских горах, впадает в Средиземное м. Средний расход воды ок. 40 м3/с. Используется для орошения. Гидроэлектростанция.

ХУКБАЛАХАП, партизанская армия, сражавшаяся в 1942-45 на Филиппинах против японских оккупантов. Возглавлялась коммунистами.

ХУЛАГУИДЫ, монгольская династия ильханов, правившая в 1256 - сер. 14 в. в государстве, включавшем Иран, большую часть современной территории Афганистана, Туркмении, Закавказья, Ирака, восточную часть М. Азии. Основатель - внук Чингисхана Хулагу-хан (1256-65).

ХУЛИГАНСТВО, умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. В российском праве особо строгая ответственность установлена за злостное хулиганство (действия, отличающиеся исключительным цинизмом, особой дерзостью, с сопротивлением представителям власти и др., либо совершенные рецидивистом), а также хулиганство с применением (или попыткой применения) оружия.

ХУЛЬ (Хель) (Hoel) Сигурд (1890-1960), норвежский писатель. Философско-психологические романы "Октябрьский день" (1931), "У подножия Вавилонской башни" (1956), антивоенный роман "Моя вина" (1947), исторический роман "Заколдованный круг" (1958).

ХУМ, среднеазиатская разновидность пифоса.

ХУМАЮН (1508-56), правитель Могольской империи в Индии в 1530-40 и с 1555. В 1540 был изгнан из Дели Шер-ханом (см. Шер-шах).

ХУМБАБА (Хувава), в шумеро-аккадской мифологии чудовищный страж кедровых лесов в горах Ливана, которого победили герои Гильгамеш и Энкиду.

ХУММИ, озеро в нижнем течении Амура, в Хабаровском крае. 117 км2, глубина до 3, 9 м. Соединяется протоками с р. Амур.

ХУМПАН, в эламской мифологии верховный бог, повелитель неба, отождествлялся с вавилонским богом Мардуком.

ХУН СЮЦЮАНЬ (1814-64), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850-64 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством.

ХУНАНЬ, провинция в Центр. Китае. 210 тыс. км2. Население 61 млн. человек (1990). Адм. ц. - Чанша.

ХУНВЭЙБИНЫ ("красные охранники"), участники созданных в 1966 во время "культурной революции" в Китае отрядов из учащихся средних школ и студентов. Использовались вместе с цзаофанями для расправы с политическими и общественными деятелями. С 1968 хунвэйбины были убраны с политической арены. Впоследствии преступления хунвэйтинов были осуждены в Китае.

ХУНД (Hund) Фридрих (р. 1896), немецкий физик. Участник разработки метода молекулярных орбиталей. Труды по квантовой механике, спектроскопии, истории физики.

ХУНДЕРТВАССЕР (Hundertwasser) Фриденсрайх (наст. имя и фам. Стовассер, Фридрих) (р. 1928), австрийский художник. Стал самым известным мастером изо-искусства в Австрии конца 20 в., соединив стилистику модерна, растительный орнамент с принципами абстрактного искусства. В последний период увлекался также "экологической архитектурой", придавая "биоморфным", органическим природным формам своей живописи и графики монументальность реальных построек.

ХУНЕДОАРА (Hunedoara), город на западе Румынии. 88 тыс. жителей (1985). Черная металлургия и коксохимия, трикотажная, швейная, пищевая промышленность. Замок Хуньяди 14-15 вв.

ХУННУ, кочевой народ, сложившийся в древности в Центр. Азии. Часть хунну перекочевала на запад, где, смешавшись с аборигенами, положила начало новому народу - гуннам.

ХУНТА (исп. junta), название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах.

ХУНЬ, в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян.

ХУНЬТУНЬ, в китайской мифологии,.. 1) хаос, океан, существовавший при начале мира... 2) Мифический зверь или птица, не имеющие слуха и зрения.

ХУНЬЯДИ МАТЬЯШ, см. Матьяш Хуньяди.

ХУНЬЯДИ (Hunyadi) Янош (ок. 1407-1456), в 1446-52 регент Венгерского королевства. В 1441-43 провел успешные походы на юге королевства против османских завоевателей. Нанес поражение османским войскам в Белградской битве 1456.

ХУППЕРТ (Гупперт) (Huppert) Хуго (1902-1982), австрийский поэт и переводчик. Развивал жанр публицистической лирики (сборники "Отчизна", 1940; "Грузинский посох", 1954, и др.). Переводы Шота Руставели, В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского.

ХУР (моринхур), монгольский и бурятский 2-струнный смычковый музыкальный инструмент.

ХУРАЙС, нефтяное месторождение в Саудовской Аравии (Персидского залива нефтегазоносный бассейн). Открыто в 1957. Залежи на глубине ок. 1, 5 км. Начальные запасы 597 млн. т. Плотность нефти 0, 86 г/см3, содержание S 1, 7-1, 8%.

ХУРИБГА, фосфоритовое месторождение в Марокко. Эксплуатируется с 1921. Осадочного происхождения. 480 км2. Разведанные запасы 17, 5 млрд. т со средним содержанием Р2О5 ок. 30%, ок 60% всей добычи в стране. Центр добычи - г. Хурибга.

ХУРМА, род деревьев и кустарников семейства эбеновых. Ок. 500 видов. Выращивают хурму восточную, хурму виргинскую и др. в субтропических и тропических странах. В плодах сахара, витамин С, железо; употребляются в пищу свежими. Древесина - черное дерево.

ХУРН (Горн) (Horn) Арвид Бернхард (1664-1742), шведский государственный деятель. В 1709-19 и 1720-1738 канцлер королевства. Во время второго канцлерства фактический правитель страны. В 1724 заключил оборонительный союз с Россией.

ХУРРАМИТЫ (хуррамдины), участники борьбы против Арабского халифата и ислама в Иране, Азербайджане и Ср. Азии в 8-9 вв. Приверженцы маздакизма. Участвовали в восстании Абу Муслима, Муканны, Бабека и др.

ХУРРИТСКИЙ ЯЗЫК, язык хурритов. Родствен урартскому языку. Известен по памятникам 3-2-го тыс. до н. э.

ХУРРИТЫ, древние племена на территории Сев. Месопотамии и прилегающих областей. В 16-13 вв. до н. э. создали государство Митанни.

ХУРСАНИЯ, нефтяное месторождение в Саудовской Аравии (Персидского залива нефтегазоносный бассейн). Открыто в 1956. Залежи на глубине 2-2, 3 км. Начальные запасы 314 млн. т. Плотность нефти 0, 87 г/см3, содержание S 2, 38%.

ХУРУЛТАЙ,.. 1) в Монголии до 1921 съезд представителей правившего класса... 2) После Монгольской революции - собрание народных представителей.

ХУРЮГСКИЙ (наст. фам. Алимов) Тагир (1893-1958), лезгинский поэт, народный поэт Дагестана (1943). Стихи отражают основные этапы жизни Дагестана, Кавказа, России.

ХУСАИНОВ Шахмет Хусаинович (1906-72), казахский драматург. Пьеса о рабочем классе "На берегу Иртыша" (1957), комедии, пьесы, киносценарии.

ХУСАЙНЕ БЕЛЫЙ (дамские пальчики), сорт винограда среднеазиатского происхождения. Выращивают также в Закавказье. Ягода светло-зеленая, желтеющая, слегка хрустящая. Употребляют в свежем виде и для сушки.

ХУСДАЗАД (Усфазан, Гугсциатазад) Селевкийский (Персидский) (ум. 344), христианский мученик, евнух, пострадал в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 17 (30) апреля.

ХУСЕЙН (626-680), сын халифа Али и Фатимы, дочери Мухаммеда, третий шиитский имам. Убит в стычке с отрядом омейядских войск. К предполагаемому месту захоронения Хусейна в Кербелу (Ирак) шииты совершают паломничество, день его гибели отмечается как день траура (см. Шахсей-вахсей).

ХУСЕЙН БЕН ТАЛАЛ (Хусейн I, Хусейн ибн Талал) (р. 1935), король Иордании с 1952.

ХУСЕЙН (Hussein) Саддам (р. 28 апреля 1937), иракский государственный деятель, президент Ирака (с 1979). *** Родился в Тикрите, в крестьянской семье. С 1957 член партии арабского социалистического возрождения (Баас), принимал участие в неудачной попытке баасистов свергнуть премьер-министра Ирака А. К. Кассема, вынужден был бежать сначала в Сирию, затем - в Египет. В Каире посещал школу права (1962-63), продолжил образование в юридическом колледже (г. Багдад) после того, как баасисты пришли к власти (1963). Когда в том же году баасистский режим пал, Хусейн провел несколько лет в тюрьме, из которой ему удалось бежать. В 1968 в качестве лидера Баас участвовал в государственном перевороте, приведшем к власти эту партию. В 1972 проводил национализацию иракской нефтяной промышленности. С 1979 - президент Иракской республики, председатель совета революционного командования, верховный главнокомандующий, генеральный секретарь партии Баас, маршал (1979). В 1979-91 занимал пост председателя правительства Ирака. Для режима Хусейна характерно безжалостное подавление оппозиции. *** Притязания Хусейна на юго-восточные земли соседнего Ирана привели к развязыванию ирано-иракской войны (1980-88). ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХУСЕЙН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... Многолетние боевые действия не принесли весомого результата ни одной из сторон. Президенту Ирака пришлось подписать мирное соглашение с Ираном и согласиться на сохранение прежней границы между двумя государствами. *** В августе 1990 иракские войска осуществили оккупацию Кувейта, что положило начало войне в Персидском заливе (1990-91). США направили свои войска в Саудовскую Аравию, ООН приняла резолюцию, осуждающую оккупацию Кувейта. 16 января 1991 Соединенные штаты и его союзники по НАТО приступили к осуществлению военной операции по освобождению Кувейта от иракских агрессоров. ООН применила к Ираку как к агрессору экономические санкции (в частности, запретило импорт иракской нефти), что привело к значительным экономическим трудностям и осложнению внутриполитической ситуации. *** Несмотря на предсказываемый скорый крах, Хусейну удалось подавить мятежи иракских шиитов и курдов. Проведенный им в октябре 1995 референдум подтвердил его президентские полномочия на следующий семилетний период. *** ... [Разрыв абзаца. Продолжение смотри ниже.]

ХУСЕЙН ... [Разрыв абзаца. Начало смотри выше.] ... ХУСЕЙНИДЫ, династия, правившая в Тунисе в 1705-1957. Основатель Хусейн бен Али (турецкий офицер греческого происхождения). В 1705-1881, признавая себя вассалами Османской империи, Хусейниды правили как самостоятельные государи. *** ХУСНИ (Хуснутдинов) Фатых Хуснутдинович (р. 1908), татарский писатель. Романы "Тропа пешехода" (1959), "Год тридцатый" (1963), сборники рассказов и повести "Гильмениса и ее соседи" (1971) и "Майдан" (1977) о татарской деревне, сборник рассказов "Встречи" (1979); сборник статей о писательском труде "Вхожу я в лес дремучий" (1985).

ХУССЕЙ Б. А., см. Усай Б. А.

ХУСТ, город (с 1946) на Украине, Закарпатская обл., при впадении р. Рика в Тису. Железнодорожная станция. 31, 9 тыс. жителей (1991). Лесокомбинат; пищевкусовая, легкая промышленность. Теребля-Рикская гидроэлектростанция. Туризм.

ХУСТИСИАЛИЗМ (от исп. justicia - справедливость), доктрина создания "справедливого" государства в Аргентине; выдвинута в 1946-47 Х. Д. Пероном.

ХУСТО (Justo) Хуан (1865-1928), один из основателей (1896) Социалистической партии Аргентины; в 1898 впервые перевел на испанский язык "Капитал" Карла Маркса.

ХУТБА (араб.), у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом) в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников.

ХУТОР,.. 1) сельское поселение (однодворное, позднее многодворное) при освоении новых земель... 2) На Кубани и Дону, а также на Украине - поселения вне сел и станиц, независимо от числа дворов... 3) В России - обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения.

ХУТЫНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Варлаамов, Спасо-Преображенский) мужской. Основан в кон. 12 в. Варлаамом, в 10 км к северу от Новгорода, на правом берегу р. Волхов, в урочище Хутынь. Упразднен после 1917. Архитектурный памятник 16-17 вв. В 1991 передан Русской православной церкви.

ХУУЛЬЧ САНДАГ, монгольский поэт-импровизатор 1-й пол. 19 в. Создатель оригинального жанра уг (букв. - "слово") - аллегорий, нередко сатирических.

ХУФУФ (Эль-Хуфуф), город на северо-востоке Саудовской Аравии. Св. 100 тыс. жителей. Цементный завод. Переработка фиников. Кустарное производство тканей. К западу от Хуфуфа - крупная нефтедобыча (Гавар).

ХУХ (Huch) Рикарда (1864-1947), немецкая писательница. Гуманистические социально-психологические ("Воспоминания Лудольфа Урслея младшего", 1893; "Из Триумфальной улицы", 1902) и исторические (в т. ч. о Гарибальди) романы и новеллы; культурно-исторические работы (книги о Тридцатилетней войне, революции 1848 в Германии, о романтизме и др.).

ХУХЕЛЬ (Huchel) Петер (1903-81), немецкий поэт. До 1971 - в Германской Демократической Республике, затем в Италии, Федеративной Республике Германии. Мастер пейзажной и философской лирики ("Стихотворения", 1948). Интерес к политическим проблемам сменяется уходом в мир изолированных внутренних переживаний (сборник "Считанные дни", 1972).

ХУХ-ХОТО (Гуйсуй), город в северной части Китая, административный центр автономного района Внутренняя Монголия. 652 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, пищевая промышленность, машиностроение и металлургия. Университет.

ХУЦИЕВ Марлен Мартынович (р. 1925), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1986). Фильмы: "Весна на Заречной улице" (1956, совместно с Ф. Е. Миронером), "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") (1965), "Июльский дождь" (1967), "Был месяц май" (1970, телефильм), "Послесловие" (1983) и др. Государственная премия Российской Федерации (1993).

ХУШВАХТОВ Хушбахт Давлятович (р. 1926), таджикский живописец, народный художник Таджикистана (1974). Тематические картины и лирико-эпические пейзажи ("Яки", 1970; "Памир", 1983, "Бесконечность", 1992).

ХУШХАЛЬХАН ХАТТАК (Хушхаль-хан) (1613-1689 или 1691), правитель княжества Акора афганского племени хаттак с 1641, поэт. В 1672-75 возглавлял антимогольское восстание афганских племен. Крупнейший представитель светской поэзии. Основная тема творчества - освободительная борьба афганцев против Великих Моголов.

ХУЭЙ (хуэйцзу, тунгань, дунган), народ в Китае (в основном в Нинся-Хуэйском автономном районе). Ок. 8, 9 млн. человек (1992). Язык дунганский. Верующие - мусульмане-сунниты.

ХШАНУВ (Chrzanow), город на юге Польши, 43 тыс. жителей (1990). Железнодорожное машиностроение, пищевая промышленность.

ХЫБИНЬСКИЙ (Chybinski) Адольф (1880-1952), польский музыковед. Один из создателей современной польской школы музыковедения. Труды по истории польской музыки. Профессор Львовского (1921-39) и Познанского (1945-1952) университетов.

ХЫЖДЕУ (Hijdau) (Хашдеу) Александру (1811-74), молдавский писатель, фольклорист. Писал на русском языке. Сборник "Молдавские сонеты" (1837), очерк о Г. Сковороде.

ХЫНЧЕШТЬ (Hincesti) (Ганчешты; в 1940-90 Котовск), город (с 1965) в Молдавии, на р. Когильник, в 36 км от Кишинева. 19, 3 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевкусовой (в т. ч. винодельческой), легкой промышленности. Историко-краеведческий музей.

ХЫРОВ, город (с 1940) на Украине, Львовская обл. Железнодорожный узел. 5 тыс. жителей (1991). Валяльно-войлочная фабрика, производство мебели.

ХЬЕЛЕН (Кьелен) (Kjolen), нагорье в Швеции и Норвегии, в Скандинавских горах к северу от Тронхеймс-фьорда. Длина ок. 600 км. Высота до 2123 м. Ледники, горная тундра и тайга. Национальные парки.

ХЬЕЛЛАНН (Kielland) Александр Ланге (1849-1906), норвежский писатель. Социально-критические психологические романы "Гарман и Ворше" (1880), "Шкипер Ворше" (1882), трилогия "Яд" (1883), "Фортуна" (1884), "Праздник Иванова дня" (1887).

ХЬЕРУЛЬФ (Кьерульф) (Kjerulf) Хальфдан (1815-68), норвежский композитор, пианист, дирижер, педагог. Один из основоположников национальной композиторской школы. Романсы, хоры, фортепианные пьесы и др.

ХЬЮБЕЛ (Hubel) Дэвид Хантер (р. 1926), американский врач, нейрофизиолог. Родился в Канаде, с 1951 в США. Основные работы в области нейрофизиологии зрения. Совместно с Т. Н. Визелом раскрыл принципы переработки информации в нейронных структурах мозга, воспринимающих внешние сигналы. Нобелевская премия (1981, совместно с Визелом).

ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон (1902-67), американский писатель, публицист. Поэзия, опирающаяся на традиции негритянской духовной музыки (сборники "Усталые блюзы", 1926; "Избранные стихотворения", 1959). Проза (роман "Смех сквозь слезы", 1930; сборник "Лучшие рассказы о Симпле", 1961), публицистические стихи (сборник "Пантера и плеть", 1967) о жизни и борьбе американских и африканских негров.

ХЬЮЗ Тед (р. 1930), английский поэт. Развивая традиции Д. Томаса, обновил английскую натурфилософскую и анималистскую лирику (сборники "Ястреб под дождем", 1957; "Луперкалии", 1960), дал аллегорическую картину современной цивилизации (сборник "Ворон", 1970). Пьесы; стихи и проза для детей.

ХЬЮЗ (Hughes) Томас (1822-96), английский писатель. Автор популярных автобиографических книг "Школьные дни Тома Брауна" (1857) и "Том Браун в Оксфорде" (1861).

ХЬЮЗ Уильям Моррис (1864-1952), премьер-министр Австралии в 1915-23. В 1917 правое крыло Лейбористской партии (основана в 1891) во главе с Хьюзом слилось с либералами, создав т. н. Национальную партию. С 1945 один из лидеров вновь созданной Либеральной партии.

ХЬЮЗ (Hughes) Хауард Робард (1905-76), американский финансовый и промышленный магнат, летчик. В 1920-30-е гг. был продюсером нескольких фильмов в Голливуде, в т. ч.: "Ангелы ада" (1930; картина посвящена летчикам времен 1-й мировой войны), "Лицо со шрамом" (1932) и др. В 1935 основал собственную авиационную компанию, в том же году на гоночном самолете собственной конструкции установил мировой рекорд скорости. В 1938 совершил кругосветный перелет в северном полушарии в составе экипажа из 5 человек на самолете фирмы "Локхид" "Супер Электра". Во время 2-й мировой войны на принадлежащих Хьюзу предприятиях выпускались разные виды вооружений и военные самолеты. В 1960-70-е гг. считался одним из самых богатых людей мира. Последние годы жизни провел в полном затворничестве, изредка путешествуя инкогнито.