Аарон, сын Амрама и Иохаведы, из колена Левиина, брат Моисея и Мариями (Исх. 6.20), на 3 года старше Моисея (Исх. 7;7). Женою его была Елизавета, дочь Аминадава, сыновья его: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар Он обладал даром слова На 83 году своей жизни он был призван Богом в помощь Моисею, как его «уста» и как его «пророк» (Исх. 4:16; 7:1). Он был помощником своему брату при исходе евреев из Египта (Исх 4—16), поддерживал руки Моисея во время сражения израильтян с амаликитянами (Исх 17) и взошел вместе с ним на гору Синай, чтобы видеть славу Божию (Исх 24:1, 2, 9-11).

Главным отличием Аарона было то, что он и его потомки мужеского пола были избраны Богом в священники (Исх 28 29, Лев 8) Он утвердился в этом избрании во-первых после гибели Корея и его сторонников, затем, когда прекратилось поражение, после того, как он с кадильницей «заступил народ», а также когда его жезл пустил почки и расцвел (Чис 16 17) Будучи верным и самоотверженным в служении, он кротко молчал, когда его сыновья Надав и Авиуд были умерщвлены огнем от Господа (Лев 10:1-3) Все же иногда и он впадал в тяжелые грехи: например, сделал золотого тельца у подножия горы Синай (Исх 32), соединился с Мариамью в мятеже против Моисея (Чис. 12) и вместе с Моисеем был непослушен Богу при Кадесе (Чис. 20:8-12). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере (Втор. 10:6), 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду (Чис 20:22-29, 33:39). Мозер, вероятно, название места у подножия, откуда Аарон взошел на гору Арабы до сих пор еще верят, что они указывают настоящее место могилы Аарона на горе, и оказывают ей большой почет. Как первосвященник, Аарон был ярким прообразом Христа, так как призван был Богом, помазан елеем, носил на груди имена колен, возвещал волю Божию через урим и туммим, вступал в Святое Святых в день примирения не без крови», ходатайствовал за народ Божий и благословлял его См. Евр 5:4; 7:11; 9:7 и далее.

Аароновы потомки (1 Пар 27:17; 12-27). Им были отданы для жительства 13 городов в коленах Иудином и Вениаминовом.

Аваддон, по-еврейски «гибель» и Аполлион по-греч. губитель». Так называется ангел бездны», упоминаемый в Откр. 9:7-11, где он является царем саранчи, вышедшей из бездны..

Авана и Фарфар (Парпар), реки около Дамаска (4 Цар 5:12).

Авана (пишется также Амана, смотр. Амана) река с чистой, как кристалл, годной для питья водою, которая берет начало на Антиливане, оттуда направляется на юго-восток, протекает через Дамаск и, поворачивая на восток, впадает в большое озеро Ее быстро текущая вода необыкновенно холодна, и поэтому настоящее ее название Нахр Барада (холодная река) Она настолько полноводна, что, хотя воду из нее отводят множеством каналов для орошения полей, однако и после этого она остается многоводной рекой с быстрым течением.

Фарфар, вероятно, река Нахр-ель-Авадж, которая берет начало с Ермона и, протекая южнее Дамаска, впадает в озеро, лежащее южнее того, в которое впадает Авана, Эти реки, орошая окрестности, превратили их в прекрасный сад и не без причины казались Нееману лучше вод израильских (4Цар. 5:9-14).

Аварим, горная страна восточнее Мертвого моря и нижнего течения Иордана. Наиболее замечательные из ее возвышенностей: Нево, Фасга и Фегор (Чис. 23:28; 27:12; 33:47,48; Втор. 32:49; Иер. 22:20; 34:1). Аварим, по Чис. 33:47, является одной из стоянок Израиля. В параллельном месте Чис. 21:20 местность эта носит название Фасги.

Авва 1) халдейское слово, которое обозначает отец» ( Map. 14:36; Рим. 8:15; Гал. 4:6). 2) См. «Ивва».

Аввакум — Хабакук.

Аввакум, один из малых пророков, автор названной его именем пророческой книги; о личности его и жизни ничего неизвестно. Из заключительных слов его книги (3:9) предполагают, что он мог участвовать в храмовом пении, и поэтому был левитом или священником. Он пророчествовал незадолго до вторжения халдеев (вавилонян) в Палестину (1:5 и дал.) и, следовательно, был современником Софонии и Иеремии. Он жил, приблизительно, между 640-610 гг. до Р.Хр.

Аввеи, первоначальные обитатели северо-западной Палестины, малоизвестный народ. Они были истреблены народом кафторим, т. е. филистимлянами, при их переселении в эту страну (Втор. 2:23; И. Нав. 13:3).

Аввим, город в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:23).

Август, первый римский император (Лук. 2:1). Его настоящее имя было Кай Юлий Цезарь Октавиан. Он родился в 63 г. до Р.Хр., был воспитан Юлием Цезарем и стал его наследником. После убийства Цезаря участвовал в триумвирате с Антонием и Лепидом. Когда последний умер, Август разделил власть с Антонием. Битва при Акциуме в 31 г. до Р. Хр. сделала его единственным властелином. Однако, для того, чтобы римский народ верил, что республика еще существовала (потому, что он хотел верить этому»), Август избегал всех внешних признаков, указывающих на самодержавие: отказался формально от власти и признал сенат верховной властью, но устроил так, что все высшие военные и гражданские должности в государстве по закону находились в его непосредственном ведении. В 12 г. до Р. Хр. ему, наконец, предложили должность, которая давала ему главный надзор, но без соответственного титула. Под именем Август (Священный), которое было пожаловано ему сенатом в 27 г. до Р. Хр., он известен в истории. В семейной жизни Август был не очень счастлив. Умер он в Ноле, в Кампании (14 г. по Р. Хр). Во время его царствования родился Иисус Христос.

Августово рассмотрение (Деян. 25:21). По праву, данному Валериком (245 г. по римск. счисл.), все римские граждане могли аппелировать к высшему суду кесаря.

Авдемелех, ефиоплянин, евнух у царя Седекии, спасший пророка Иеремию от голодной смерти; впоследствии Господь сохранил его от смерти на войне (Иер. 38:6 и дал.; 39:15 и дал.; сравн. Мат. 10:41).

Авденаго (т. е. слуга Нево или Наву), халдейское имя, которое было дано Азарии, одному из трех товарищей Даниила, при дворе Навуходоносора (Дан. 1:7).

Авдий — Овадьягу.

Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, боялся Бога и спас сто Его пророков от избиения их царицей Иезавелью. Он первый увидел Илию, когда тот шел объявить о прекращении голода (3Цар. 18:1 и дал.).

Авдон 1) город убежища для неумышленных убийц в колене Асировом (И. Нав. 21:30; 1 Пар. 6:74).

2) сын Гиллела из Пирафона в колене Ефремовом; был судьею в Израиле 8 лет; имел 40 сыновей и 30 внуков (Суд. 12:13 и дал.).

3) сын Михея, чиновник у царя Осии (2 Пар. 34:20).

Аве-Ситтим. См. «Ситтим».

Аведдар — Овед-Эдом.

Аведдар, гефянин, принял ковчег завета в свой дом после смерти Озы. В течение 3 месяцев, пока ковчег был у него, Господь обильно благословлял его дом (2Цар. 6:10 и дал.; 1 Пар. 13:13; 15:25).

Авель (евр. «друг») или Авел-Беф-Маах, город в колене Неффалимовом, расположенный севернее озера Мерома, выдержал осаду восставшего Савея (2Цар. 20:13-22); спустя 80 лет был взят Венададом (3Цар. 15:20). По прошествии еще 200 лет его взял Феглаффелласар, царь Ассирийский (4 Цар. 15:29). Авель во 2 Пар. 16:4 называется Авелмаимом (болотистый луг), сравн. 3Цар. 15:20. Местность всегда была богата водой (исток Иордана) и пастбищами. Прежде этот город был чтимым и знаменитым: «Мать городов в Израиле» (2 Цар. 20: 18,19), теперь называется Абиль-эль-Камх, т. е. пшеничное поле.

Авель-Керамим, местность в земле Амона, к востоку от Иордана (Суд. 11: 33), известная еще во времена историка Евсевия своим хорошим виноградом.

Авель-Мехола и Авелмехола, город, где родился пророк Елисей, расположен в колене Иссахаровом, по Евсевию, на 15 км южнее Бел-Сана (3 Книга Цар. 19:16; 4:12). Близ этой местности Гедеон разбил мадианитян (Суд. 7:22).

Авель-Мицраим (равнина египтян); см. «Горен-гаатад».

Авель или Хавель (евр. «дуновение») [1] второй сын Адама и Евы, был пастырем овец. Авель принес Богу жертву от своего стада; Каин же принес от плодов земли. Бог принял с благоволением жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Разгневавшись за это на Авеля, Каин убил его (Быт. 4). «Верою Авель принес Богу жертву... и получил свидетельство, что он праведен... ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11:4; Мат. 23:35). Каин был от лукавого и убил брата своего, потому что дела Авеля были праведны (Быт. 3: 12). «Кровь Авеля» вопиет о мщении (Быт. 4:10). Кровь Христа говорит лучше нежели Авелева (Евр. 12:24).

Авен, т. е. дуновение, также ложь.

1) в Ос. 10:8 сокращение от Бет Авен, прозванного впоследствии Вефилем (сравн. Ам. 5:5).

2) в Иез. 30:17 этому соответствует Он или Гелиополь (город солнца) в Египте.

3) «Долина Авен» (Ам. 1:5) обозначает, вероятно, Гелиополь, т. е. город солнца, в долине между Ливаном и Антиливаном. В настоящее время этот город называется Баальбек и известен развалинами; особенно замечательны остатки трех огромных языческих храмов римских времен. Самый большой из храмов, (включая притвор с дворами и портиками), занимал пространство в 1000 футов (333 м) с востока на запад. Из многочисленных колонн сохранилось до сего времени значительное количество. Некоторые из них имеют 7 фут. (2,3 м) в диаметре и 62 фут. (20,6 м) в вышину, 14 фут. (4,6 м). Фундаменты храмов возвышались над землей на 40 и 50 фут. (13-16 метров). «Эти остатки древности уподобляются постройкам афинян по легкости, но превосходят их своими размерами: они огромны, подобно развалинам Фив, но значительно изящнее их».

Авен-Езер — Эвен-Эзер.

Авен-Езер, т.е. камень помощи, каменный памятник, который Самуил поставил между Массифою и Севом в воспоминание о спасении их Господом от руки филистимлян (1 Цар. 7: 5 и далее). Место это называлось так же и раньше (1 Цар. 4:1: 5:1).

Авенир — Авнер.

Авенир, сын Нира, брат Саула и военачальник (1 Цар. 14:50). В течение семи лет после смерти Саула он поддерживал сына его Иевосфея, который порицал его отношение к Рицпе. Он взялся соединить все царство под властью Давида, но был предательски убит Иоавом. Это было или мщением за то, что тот убил раньше брата Иоава Асаила, или сделано из зависти. Давид порицал это неправедное дело. Он сочинил плачевную песнь о его смерти и поручил Соломону наказать Иоава (2 Цар. 2; 3; 3Цар. 2: 5,6).

Авесса — Авшай.

Авесса, сын Саруии, сводной сестры Давида, и брат Иоава и Асаила, один из самых замечательных героев Давида (1 Пар. 2:16); он до конца был верен своему царственному родственнику; был его спутником в лагерь к спящему Саулу (1 Цар. 26:7-11); предводительствовал в войнах с Иевосфеем (2 Цар. 2:15-18, 24); с идумеянами (1 Пар. 18:12,13), а также с сирийцами и аммонитянами (2 Цар. 10:10). В одной битве с филистимлянами спас Давида и убил великана Иеовия, потомка Рефаимов (2 Цар. 21:16,17); участвовал с Давидом в сражении с Симеем, Авессаломом и Савеем (2 Цар. 16:х; 18:2; 20:6,7) и поразил копьем из их сообщников 300 человек (2 Цар. 23:18).

Авессалом — Авшалом.

Авессалом 1) сын Давида и Маахи (2 Цар. 3:3), отличался красотой, приятностью в обращении и пышными красивыми волосами, которые ежегодно стриг, и которые весили 200 сиклей (2 Цар. 14:26). Когда Амнон, другой из сыновей царя, обесчестил его сестру Фамарь, Авессалом приказал слугам убить его и после этого убежал в Гессур, где царствовал его дядя Фалмай. Спустя 3 года Давид, по просьбе Иоава, дозволил ему возвратиться в Иерусалим и, наконец, помиловал его (2 Цар. 14). Авессалом злоупотребил добротой Давида: он восстанавливал подданных против отца, к которому они приходили судиться. Льстивыми словами и обращением он вкрадывался в сердца израильтян и допустил в Хевроне выбрать себя царем (2 Цар. 15). После этого Давид удалился из Иерусалима. Авессалом преследовал его: произошло сражение, в котором войска Авессалома были разбиты и он сам бежал на муле. Когда мул мчался под ветвями большого дуба, Авессалом зацепился волосами в сучьях и повис между небом и землей, а мул убежал. Иоав и его воины, найдя Авессалома, убили его и закопали в лесу, накидав груду камней над его могилой. Давид горько оплакивал жалкий конец своего несчастного сына (2 Цар. 18).

2) 3Цар. 15:2,10; сравни: 2 Пар. 11:20.

Ави, мать Езекии, дочь Захарии (4 Цар. 18:2); она называется во 2 Пар. 29:1 Авией.

Авиам, сын Ровоама, смотри «Авия 3».

Авиафар или Эвиафар, сын первосвященника Ахимелеха, бежал к Давиду, когда Саул умертвил священников в Номве (1 Цар. 22:11; 23). Саул отдал его место Садоку. Давид, воцарившись, не захотел уволить Садока и наградил Авиафара, сделав обоих священниками (2 Цар. 20:25). Он был верен Давиду некоторое время (1 Пар. 15:11,12; 2 Цар. 15:35); потом перешел на сторону Адонии. Соломон уволил его, оставив за ним звание священника (3Цар. 4:4), и послал его в Анафоф (3Цар. 2:26,27). Соломон посвятил Садока, верного священника и таким образом сбылось пророчество о том, что исполнение священнических обязанностей будет отнято от Илия, Ифамара и его рода и возвращено роду Елеазара (1 Цар. 2:30-35). Во 2 Цар. 8:17 имя Ахимелех и в 1 Пар. 18:16 Авимелех, кажется, — смешение имен отца и сына. Может быть было несколько членов семейства с именем Авиафар. Сравни, что говорится о различных именах в статье «Охозия 2», «Сераия 1».

Авив, апрель, смотр. «Месяцы».

Авигея — Авигаль.

Авигея 1) Красивая и разумная жена Навала из Кармила. При известии о неблагодарности Навала по отношению к Давиду (1 Цар. 25:14), Авигея собрала 200 хлебов, 2 меха с вином, 5 овец, 5 мер сушеных зерен, 100 связок изюма и 200 связок смокв, навьючила все это на ослов и послала Давиду, который шел поразить Навала. Поступок и приятное обращение Авигеи так понравились Давиду, что, по смерти Навала, он взял ее себе в жены (1 Цар. 25:18 и дал.).

2) одна из сводных сестер Давида, мать Амессая (1 Цар. 16:17; 2 Цар. 17:25). См.: «Наас».

Авизер 1 или Иезер, правнук Манассии (Чис. 26 29, 30) и родоначальник (патриарх) того рода, из которого происходил Гедеон (И. Нав. 17:2; Суд. 6:34; 8:2; 32; сравни Чис. 26:29).

Авилинея, небольшая провинция, названная по имени города Авила, около реки Варады, на восточном склоне Антиливана, около 20 км к северо-западу от Дамаска. Эта страна в пятнадцатый год правления кесаря Тиверия управлялась четверовластником Лисанием (Лук. 3:1). Местечко Авилинея теперь называется Сок-ель-Барада с холмом Неби Хабил, который в народе считается местом погребения Авеля.

Авимелех, название некоторых филистимских царей, вероятно, общий царский титул, как напр. фараон и пр.

1) Царь Герарский, в столице филистимлян, который взял к себе Сарру, жену Авраама, но после предупреждения от Господа во сне, отдал ее обратно Аврааму и со свидетельством о невинности Сарры подарил ему 1000 серебряников в знак примирения (Быт. 20). Впоследствии он заключил союз с Авраамом (Быт. 21:22 и дал.).

2) другой царь в Гераре, современник Исаака, вероятно сын и наследник первого. Этот царь обличал Исаака за то, что тот лицемерил относительно Ревекки: он предостерегал свой народ, чтобы никто не касался Ревекки, и заключил союз с Исааком при Беэршиве (Быт. 26).

3) сын Гедеона (Иероваала), которого он имел от наложницы; после смерти своего отца Авимелех захватил власть в Сихеме, умертвил 70 своих братьев, и только младший Иофам спасся. Три года спустя жители Сихема восстали против Авимелеха, но он победил их, разрушил их город и, начав осаду Тевеца, едва не овладел башней, но одна женщина бросила обломок жернова ему на голову, отчего он и умер (Суд. 9; 2 Цар. 11:21).

4) в псалме 33:1 также говорится

об Авимелехе. Наименование Анхуса.

5) Авимелех смотри «Авиафар».

Авинадав 1) один из трех сыновей Иессея, последовавши за Саулом на войну с филистимлянами (1 Цар. 16:8; 17: 13).

2) сын Саула, который пал в битве при Гелвуе (1 Цар. 31:2).

3) левит из Кириафиарима, в доме которого ковчег Завета оставался 70 лет после того, как филистимляне вернули его обратно (1 Цар. 7:1; 1 Пар. 13:7).

4) отец зятя и наставника Соломона, Бен-Авинадава (3Цар. 4:11).

Авиноам, отец Варака (Суд. 4:6; 5:1).

Авирон 1) вождь из колена Рувимова, который вместе с Кореем, Дафаном и др. восстал против Моисея и Аарона (Чис. 16).

2) Авирам, сын Ахиила. См. «Ахиил».

Ависага — Авишаг.

Ависага, красивая молодая девушка сунамитянка, которая была взята во дворец, чтобы ухаживать за состарившимся Давидом. По смерти его Адония искал ее руки, чтобы при ее помощи проводить свои коварные планы; но за это был наказан смертью (3Цар. 1:3; 2:22,25).

Авитала (Авиталь), одна из жен Давида (2 Цар. 3:4).

Авихаиль, дочь Елиава, брата Давида, жена или теща Ровоама (2 Пар. 11: 18). Этим именем назывались и другие женщины (Чис. 3:35; 1 Пар. 2:29). Мужчины также носили это имя (1 Пар. 5:14; Есф. 2:15; 9:29).

Авишуй 1) сын Финееса, четвертый первосвященник, начиная от Аарона (1 Пар. 6:4). 2) потомок Вениамина (1 Пар. 8:4).

Авиуд 1) второй сын Аарона, посвященный в священники вместе с тремя своими братьями (Исх. 28:1). Вскоре после этого он вместе со своим братом Надавом был сожжен огнем от Господа за то, что они зажгли фимиам чуждым, т. е. обыкновенным огнем, а не тем, который постоянно горел на жертвеннике всесожжения (Лев. 10:1,2; 16:12; Чис. 16:46). Вскоре после этого случая употребление вина священникам было воспрещено и поэтому думают, что Авиуд и Надав совершили этот грех в нетрезвом виде. В Исх. говорится, что они оба провожали Моисея на Синайскую гору.

2) сын Заровавеля, один из предков Иисуса (Мат. 1:13).

Авия 1) второй сын Самуила, которого отец поставил вместе с его братом Иоилем судьями над израильтянами. Их жестокость и корыстолюбие вынудили народ избрать себе царя (1 Цар. 8:1-5).

2) сын первого израильского царя Иеровоама; он умер молодым, любимым и оплаканным, «ибо в нем нашлось нечто доброе перед Господом, Богом Израилевым» (3Цар. 14:1-18). Этот пример показывает, что также и по Ветхому Завету часто ранняя смерть лучше долгой жизни.

3) или Авиам, сын Ровоама и наследник Иудейского царства (3Цар. 15), приблизит, в 958-956 г. до Р. Хр. Он постоянно воевал с Иеровоамом, израильским царем, который в решающей битве вышел против него с 800.000 ч., сам же Авия имел 400.000 ч.; однако Господь дал победу колену Иудину и 500.000 израильтян остались на поле битвы (2 Пар. 13). Авия хорошо проповедовал врагам о Господе Боге, а сам жил в грехах; он взял себе после победы множество жен.

4) священник из рода Ааронова, по имени которого получила название восьмая из 24 чред священников (1 Пар. 24:10; Лук. 1:5).

5) священник во времена Неемии (Неем. 10:7).

6) мать Иезекии, смотр. «Ави».

7) потомок Вениамина (1 Пар. 7:8).

8) жена Есромова (1 Пар. 2:24).

Авнан (Он), сын Фалева (Пелета), участвовал с Кореем в восстании против Моисея (Чис. 16:1).

Авраам или, как он назывался в начале — Аврам — праотец еврейского народа, сын Фарры, потомок Сима, родился в Уре Халдейском около 2000 лет до Р. Хр. (Быт. 11:27,28). В Уре он прожил 70 лет, после чего, по призванию Божию, оставил своих языческих родственников и переселился в Харран, в Месопотамии (Деян. 7:2-5). С ним переселились его отец, жена Сарра, его брат Нахор, и сын умершего брата Арана Лот. 75 лет Аврам, похоронив своего отца в Харране, по повелению Божию, двинулся далее с женою и племянником Лотом и, кочуя, вступил в землю обетованную, получив обетование о большом числе своих потомков, о великом имении и благословении, которое получат в нем все народы на земле (Быт. 12:1-5). Он жил некоторое время в Сихеме и построил там жертвенник Господу, Который явился ему и обещал его потомству эту землю. Оттуда он переселился на возвышенность между Вефилем и Гайем, где также построил жертвенник Господу и призвал Его имя. Вследствие голода в той земле, он отправился в Египет, где хитро назвал свою жену сестрой (Быт. 12). Когда он разбогател стадами, то вернулся в Ханаан. Предоставив Лоту плодоносную низменность в нижнем течении Иордана, Аврам раскинул шатры в Мамре, получив новое откровение от Господа (Быт. 13). Несколько лет спустя он собрал своих слуг в погоню за царем Кедор-лаомером и его войсками, которые увели Лота и его друзей в плен, поразил их и преследовал до Ховы, к северу от Дамаска; освободил Лота с его друзьями из плена, Аврам принял благословение от Мелхиседека (Быт. 14). В пятый раз открылся ему Бог и дал обетование, что семя его будет многочисленно, как звезды на небе, предсказал его потомкам рабство в Египте в течение 400 лет и возвращение в землю обетованную для поселения в ней (Быт. 15). Так как обетование о сыне еще не исполнилось, то Сара ввела к нему служанку Агарь, которая родила ему Измаила на 86 году его жизни (Быт. 16). Спустя 13 лет, на 99 году жизни Аврама, Бог явился ему снова, как Бог Всемогущий, переменил его имя Аврам, т. е. великий отец, на Авраам, т.е. отец многих, переменил имя его жены Сары на Сарра, подтвердил, что обетованный наследник будет рожден именно Саррою и заключил с ним завет обрезания (Быт. 17). Обетование о сыне повторилось еще раз при удивительном явлении трех мужей, и в это же время Авраам просил за город Содом (Быт. 18). Затем Авраам тронулся на юг к Герару, где он еще раз назвал Сарру своей сестрой (Быт. 20). Там родился Исаак на 100 году его жизни. Вскоре после этого изгнаны были Агарь с Измаилом (Быт. 21). Спустя 25 лет Бог испытал веру Авраама, приказав ему принести в жертву Исаака, наследника обетования, на горе Мориа (Быт. 22). Через 12 лет Сарра умерла и Авраам похоронил ее на поле Ефрона в пещере Махпела, которую купил для ее погребения (Быт. 23). Затем Авраам послал своего слугу, взять из Месопотамии жену его сыну Исааку (Книга Бытие 24). После этого брака Авраам женился на Хеттуре, от которой имел шесть сыновей, сделавшихся праотцами различных народов в Аравии. Авраам умер 175 лет «в старости доброй и насыщенный жизнью» (Быт. 25:8). Исаак с Измаилом похоронили его в одной пещере с Саррой. Исаак стал его наследником. Другие сыновья еще при жизни Авраама получили подарки. Авраам верил Богу (Рим. 4), который избавил его от язычества (Ис. 29:22; И. Нав. 24:2) и рад был увидеть день Христа (Иоан. 8:56). Верою он повиновался, верою он странствовал в обетованной земле и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, ибо он ожидал города, который имеет основание (Евр. 11:8-10). Верою, имея обетование, он принес в жертву единственного сына, думая, что Бог силен воскресить его из мертвых, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11:17-19); и, так как его вера была живой верой, которая выражалась делами, Бог вменил ему эту веру в праведность (Книга Бытие 15:6: Рим. 4:3), и он назван другом Божиим (Иак. 2:23; 2 Пар. 20:7; Ис. 41: 8). Еще и теперь он отмечается евреями, магометанами и христианами отличительным именем «эль халиль» (Друг Божий).

Авраамово лоно, см. «рай».

Ав 1) отец, встречается во многих сложных еврейских именах, напр., Авнер — отец света, Авессалом — отец мира.

Авран упоминается у Иез. 47:16,18, как область, расположенная на северо-восточной границе Св. Земли. Возможно, что это Авран ( Auram или Auranitis ) — местность, известная под этим именем во времена Христа. Авраном и до сих пор называется область, расположенная на юг от Дамаска, между большой дорогой в Мекку и Аравийской пустыней, доходящая на юг до Геннисарета, богатая роскошными пастбищами, плодородными равнинами и многочисленными развалинами некогда могущественных городов: теперь высказывают мнение, что Авран Иезекииля — это нынешнее село Хаварин, к востоку от Антиливана.

Агав, пророк в Иерусалиме, предсказавший в Антиохии о голоде, который и был в царствование Клавдия, в 44 году по Р. Хр. По этой причине из Антиохии была послана помощь для верующих в Иерусалиме (Деян. 11: 27-30). Много лет спустя Агав предсказал о страданиях, которые постигнут Павла в Иерусалиме (Деян. 21: 10).

Агава, город и река в Вавилоне, где Ездра собрал евреев, когда они возвращались в Иерусалим (Езд. 8:15, 21,31).

Агаг, общее название амаликитянских царей (Чис. 24:7; 1 Цар. 15:8). Тот, о котором говорится в последнем месте, был взят в плен во время войны с Саулом, но, вопреки воле Божией, оставлен в живых. По этой причине Самуил вмешался в дело, наказал Саула и «разрубил Агага перед Господом». Это было наказанием Агага за его собственную жестокость (1 Цар. 15: 33).

Агарь — Хагар.

Агарь, служанка из египтянок у Авраама; по желанию Сарры, сделалась его наложницей. Она стала непокорна своей госпоже и убежала от Авраама из страха наказания. В пустыне ее нашел ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о многочисленном от него потомстве. Она призвала имя Господа, назвав Его: «Ты Бог, видящий меня». После этого она возвратилась к Аврааму и от нее родился Измаил. Приблизительно, 14 лет спустя со своим сыном должна была покинуть дом Авраама; дорогой она заблудилась и перенесла большое горе, видя своего сына умирающим от жажды, но ангел Господень утешил ее и Бог показал ей источник для утоления жажды (Быт. 16; 17:21). В Гал. 4:24 и дал. имя Агарь, которое по еврейски переводится словом чужеземец, а по арабски — скала, является символическим изображением пребывания под законом.

Агаряне, кочевой народ между Галаадом и Евфратом. Во времена Саула они были покорены коленами Гадовым и Рувимовым (1 Пар. 5:10,20). О них вместе с измаильтянами говорится, что они были врагами народа Божия (Псл. 82:7).

Агат. См. «Драгоценные камни».

Аггей — Хагай.

Аггей, первый пророк после возвращения из вавилонского плена, вероятно, из числа пришедших с Зоровавелем. О его жизни ничего не известно. В Езд. 5:1 говорится, что Аггей и Захария пророчествовали евреям в Иерусалиме, побуждая их к постройке храма, и из Езд. 6:14 видно, что их ревность имела успех. По Агг. 1:1, он пророчествовал во второй год царя Дария Гистаспа, около 520 г. до Р Хр.

Аггифа (Хагит), одна из жен Давида, мать Адонии (2 Цар. 3:4).

Агнец был главным жертвенным животным (Исх. 29:38 и дал.; Чис. 28:9 и дал.; 29:2,13 и дал.). Поэтому Мессия (помазанник) изображается как Агнец, ведомый на заклание» (Ис. 53:7). Иоанн Креститель называет Его «Агнцем Божиим» (Иоан. 1:29) как непорочную, чистую жертву. Орав. 1 Пет. :19; Отк. 5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17: 14; 21:23 и дал.; 22:1. Мы читаем о браке Агнца (Отк. 19:7 и дал.), также о невесте Агнца (Отк. 21:9).

Аголиав, сын Ахисамаха, искусный художник из колена Данова, участвовавший в постройке скинии (Исх. 31:6).

Агриппа, см. «Ирод».

Агур, сын Иакея, автор 30-ой главы притчей Соломона. Высказывают мнение, что это имя обозначает «собиратель».

Ад. В большинстве мест, где это слово встречается в Библии, в основном тексте ему соответствует еврейское слово «шеол» или греч. «гадес», которое обыкновенно переводится словом «преисподняя» или «царство мертвых». Шеол обозначает «прикрытая пропасть» (Бернштейн) или «пустота внутри», сравни нем. Holle; гадес — «невидимое».

Царство мертвых, куда соберутся все люди после их смерти (Иов. 30:23), изображается расположенным внутри земли (Чис. 16:30 и дал.; Иез. 32:18), это страна тьмы и тени смертной (Иов. 10:21) с жилищами (Прит. 7:27) и воротами (Ис. 38:10; Мат. 16:18), земля молчания и забвения (Псл. 93:17; 87:13), где мертвые соединяются по коленам и племенам (Быт. 37:35; Иез. 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и тот вид, который имели на земле (1 Цар. 28:14; Иез. 32:27), но где не существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный покой (Иов. 3:13; Еккл. 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его имени (Псл. 6:6; 29:10; 87:11 и дал.; Ис. 38:18 и дал.), хотя Всемогущий и там присутствует (Пс. 138: 8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним (Иов. 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов. 3:13 и дал.). Саул и сыновья его встречаются там с Самуилом (1 Цар. 28:19). Из этого царства мертвых никто никогда не возвращается обратно (Иов. 16:22), оно называется вечным домом человека (Еккл. 12:5) и смерть называется вечным сном (Иер. 51:39, 57; сравни Ис. 26:14). Все это однако не препятствовало поэтическому воображению рисовать сцены посреди умерших; так, напр., Исайя описывает, как цари в преисподней встают со своих престолов для того, чтобы с глумливым смехом встретить царя Вавилонского, вверженного в царство мертвых (Ис. 14:9 и дал.).

С другой стороны в этот мрак преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых отдельных верующих о жизни после смерти, напр., Пс. 72: 23 и далее, торжественные слова Иова об Искупителе (Иов. 19:25 и дал.) и некоторые ясные пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Ис. 25:8; 26:19; Дан. 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Дан. 12:2) воскресение мертвых должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи; там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их. — В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (Лук 16:23 и далее).

Кроме упомянутых слов, шеол и гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна — греческая форма еврейского слова гехенна или гехинном (см, Енномова долина). Слово это употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово встречается а Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых Евангелиях (Мат. 5:22,29, 30; 18:9; 10:28; 23:15,33; Map. 9:43, 45,47; Лук. 12:5) и один раз у Иак. 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна огненная», т. е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная» (Мат. 13: 42,50) — вечный огонь или «мука вечная» (Мат. 25:41,46), «тьма внешняя» (Мат. 22:13; 25:30). «Врата адовы» в Мат. 16-18, т. е власть и совет ада. Срав «Ворота».

Ада 1) одна из жен Ламеха (Быт. 4:19), родившая Иавала и Иувала.

2) одна из жен Исава, дочь Елона, которая родила Елифаза (Быт. 36:2, 4).

Адам 1) общее название всех людей, как рода, а также собственное имя первого человека, праотца всех народов. На 6 день творения мира Бог сказал: «Создадим человека (евр. Адам) по образу и по подобию нашему». — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт, 1:26,27). «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), и повелел им питаться растениями (Быт. 1:29).

В Быт. 2:7 описывается более подробно сотворение человека: «и создал Бог человека (адам) из праха земного (адама) и вдунул в лице его дыхание жизни: и стал человек (адам) душою живою». После этого Бог поместил человека в Едемском саду, чтобы он возделывал его. style='text-transform:uppercase'>бог предупредил человека о дереве познания добра и зла, также привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена; наконец, дал ему жену, сделанную из его ребра, чтобы была ему помощницей.

Тогда сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш). Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть». Они оба — Адам и его жена — были наги и не стыдились (Быт. 2). В Быт. 3 рассказывается, как змей прельстил Еву плодами дерева познания добра и зла, и она ела сама эти плоды, дала их мужу и он также ел. Святая невинность сменилась сейчас же стыдом и страхом; они покрыли себя листьями и спрятались от Бога. За падением последовал суд: болезненное рождение детей, проклятие земли, добывание пропитания в поте лица и изгнание из Едемского сада. Еще до суда Бог дал им обетование, что семя жены сотрет главу змея (Быт. 3:15). Когда Каин, первородный сын Адама, убил своего брата Авеля и ушел в другую страну, Адам на 130 году родил сына, по подобию своему и назвал его Сифом. После этого Адам прожил еще 800 лет и родил сыновей и дочерей, так что всех дней его жизни было 930 лет (Быт. 5:3,4). Имя Адам, которое Бог дал человеку в тот день, когда создал его, легко объяснить еврейским словом — адама (земля), следовательно, Адам — земной (Быт. 2.7).

Как Адам был праотцем грешного рода преступников (Ос. 6:7), так Христос сделался праотцем праведного рода (Рим. 5) по новому завету (Евр. 8), почему Он также называется вторым или последним Адамом: «первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:45,47).

2) город, расположенный на реке Иордане, между Цартаном и Сокхофом, где воды Иордана остановились при переходе израильтян (И. Нав. 3:16).

Адама, город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:36).

Адар, март, см. «Месяцы».

Адда (Идо) пророк, который имел видение о Иерусалиме; о его записях об Авии и Ровоаме упоминается во 2 Пар. 12:15; 13:22.

Аддий, один из предков Христа (Лук. 3.28).

Адер—Адар.

Адер, Идумеянин царского рода, который во время войны Давида с Идумеей (2 Цар. 8:14) убежал в Египет, где женился на сестре царицы. После смерти Давида и Иоава он возвратился в Идумею и поднял восстание против Соломона (3 Цар. 11:14 и дал.).

Адифаим (Адитаим), город в колене Иудином (И. Нав. 15:36); в настоящее время селение Хадите, восточнее Лидии. См. «Хадид».

Адма, город, который был разрушен вместе с Содомом, Гоморрою и Севоимом (Быт. 10:19; 14:2; Втор. 29: 23; Ос. 11:8).

Адолламская пещера — евр. Меораг Адулам.

Адолламская пещера, где Давид спрятался от Саула (1 Цар. 22:1; 2 Цар. 23.13) По преданию, эта пещера находится в большом гроте с лабиринтами Харейтун, к югу от Вифлеема. В этом гроте может уместиться несколько тысяч человек. Местность около Дуббана также очень богата пещерами. Близ того места, южнее от Сохо, находятся пещеры, называемые Айдельмие и населенные людьми. Два псалма написаны Давидом в Адолламской пещере: Пс. 56 и 141.

Адони-Везек, хананейский тиран в Везеке, взявший в плен 70 царей (начальников округов) Палестины. Он отсек им большие пальцы на руках и на ногах и позволил им есть под своим столом, как собакам. По его словам, он получил возмездие, такое же наказание, попав в руки Иуды и Симеона (Суд. 1:5-7).

Адонирам, главный надзиратель у Давида и Соломона над 30.000 человек, которые были посланы, чтобы заготовлять деревья (3Цар. 5:14; 2 Пар. 10:18). Он называется Адорамом во 2 Цар. 20:24; 3Цар. 12:18.

Когда 10 колен взбунтовались, то Адонирам был послан царем Ровоамом к ним для переговоров и там был побит камнями.

Адониседек, аморрейский царь в Иерусалиме, соединился с четырьмя другими царями против Иисуса Навина. Жаркая битва произошла при Гаваоне, где Господь помог Израилю, послав каменный дождь с неба на врагов. Пять царей потерпели большой урон и спрятались в пещерах Македы, но были найдены и убиты (И. Нав. 10:1-27).

Адония. 1) четвертый сын Давида, которого он родил от Аггифы (2 Цар. 3:4). По смерти Амнона и Авессалома он очень хотел получить царство, хотя оно и было обещано Соломону, его младшему брату. Привлекши на свою сторону Иоава, Авенира и др. он начал открытый бунт и допустил избрать себя царем еще при жизни Давида. Узнав об этом Давид, сейчас же повелел помазать Соломона на царство После этого друзья Адонии оставили его и он бежал к жертвеннику, чтобы спастись. (Срав. Исх. 21: 14). Соломон оставил его без наказания, сделав ему внушение. Когда же он немного спустя, попросил руки Ависаги, то был наказан смертью (3Цар. 1:2). См. «Ависага».

2) один из левитов, которых Иосафат послал учить народ закону Божию (2 Пар. 17:8).

Адораим, город в южной части Иудеи, укрепленный Ровоамом (2 Пар. 11:9). Теперь это большое селение Дура к западу от Хеврона, с знаменитыми развалинами.

Адраазар, сын Реховов, царь в Суве — части Сирийского царства (3Цар. 11: 23) — был разбит Давидом в трех сражениях (2 Цар. 8:3 и дал.; 10:6 и дал.; 1 Пар. 18:3; 19:6).

Адрамелех 1) сын ассирийского царя Сеннахирима (Ис. 37:38; 4 Цар. 19: 37). Когда Сеннахирим, после неудачного выступления против Езекии, возвращался в Ниневию, он был убит двумя своими сыновьями — Адрамелехом и Шарецером. Они убежали после этого в Араратскую землю (Армению).

2) и Анамелех — боги, которым сепарваимцы поклонялись, принося им в жертву своих детей. После переселения в Самарию они продолжали поклонение им с жертвоприношениями (4 Цар. 17:31). Судя по ассирийским памятникам, на которых часто встречаются названия богов Адара и Ану, первый соответствовал Сатурну и изображался в виде крылатого быка с человеческой головой; второй, т.е. Ану, один из великих вавилонских богов, изображался в виде человека, покрытого рыбьей чешуей и носил название «добрый бог», «рыбий бог», «господин ночи», что совершенно согласно с рассказами Вероза (Евсевий 2.3) о рыбьем человеке Данне, т. е. Ану.

Значение названий — Адрамелех, т. е. Адар — Малик (Адер есть царь) и Анамелех, т. е. Ану — Малик (Ану есть царь) — уясняются по памятникам, которые дают важное подтверждение библейскому рассказу.

Адрамит (Деян. 27:2), приморский город в Мисии (Малая Азия), расположен против острова Лесбоса, на несколько миль севернее Смирны. Теперь он называется Эдрамит. Оттуда был корабль, на котором Павел ехал из Кесарии до Миры.

Адриа или Адриатическое море, залив между Италией и Грецией, названный так по городу Адрия при реке По. Во времена Павла Адрией называли также Ионическое море, которое расположено южнее.

Адриэл из Мехолы, сын Верзеллия; он женился на Мерове, дочери Саула, которая была обещана Давиду (1 Цар. 18:19). От нее Адриэл имел пять сыновей, которые были отданы гаваонитянам, чтобы убить их «пред Господом» в отомщение за жестокость Саула к гаваонитянам (2 Цар. 21:8). В этом месте говорится, что они были сыновьями Мелхолы, которых она родила Адриэлу. Это или ошибка переписчика, или обе сестры назвались Мелхолами.

Адуммим, возвышенность на границе колен Вениаминова и Иудина (И. Нав. 15:7; 18:17) по дороге между Иерусалимом и Иерихоном, где теперь находится разрушенная крепость Калаат ель дем (крепость крови).

Азаил — Хазаэль.

Азаил, сирийский чиновник, которого Илья, по повелению Божию, еще до его избрания помазал царем над Сирией (3 Цар. 19:15). Несколько лет спустя после помазания Азаил был послан царем Венададом к Елисею, который находился тогда в Дамаске, чтобы поговорить с ним об исходе болезни царя. На другой день царь умер, и Азаил занял его место (4 Цар. 8:7-15). Он царствовал около 40 лет, и его успехи и жестокость в войнах с иудеями и израильтянами вполне оправдали предсказания Елисея (4 Цар. 8:28; 13:3,7,22; 2 Пар. 22:5; 4 Цар. 10:32). Только большими подарками, взятыми из храма и дворца, Иоас мог побудить его пощадить Иерусалим (4 Цар. 12:17 и дал.).

Азария 1) царь в Иудее (4 Цар. 15:1). См. «Озия».

2) сын Иоанона, — «это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме» (1 Пар. 6:10).

3) сын Одеда (2 Пар. 15:1), названный в 8 стихе этой главы Одедом, был сильный духом пророк в царствование Асы. Он одобрил Асу, желавшего обновить дом Господень и извергнуть языческие мерзости.

4) первосвященник в царствование Озии (2 Пар. 26:17), который противился царю, когда тот вступил в храм Господень, чтобы самовольно воскурить фимиам на жертвеннике.

5) первосвященник во время Езекии (2 Пар. 31:10).

6) он же Авденаго (Дан. 1:7). См. «Анания 3».

7) он же «Охозия 2».

Азека, город в низменной местности Иудеи, около Гефы (И. Нав. 15:35), близ Сокхофа (1 Цар. 17:1), покорен Навуходоносором (Иер. 34:7); впоследствии заселен евреями (Неем. 11:30).

Азмавеф (Азмавет). Беф-Азмавеф 1) Езд. 2:24; Неем. 7:28; 12:29 город или село вблизи Иерусалима.

2) 1 Пар. 27:25, поставлен над сокровищами царскими. Двое из сыновей его пристали к Давиду в Секелаге (1 Пар. 12:3). Азор, один из предков Христа (Мат.1:14).

Азот — Ашдод.

Азот 1) одна из 5 столиц филистимлян, к северу от Аскалона. Здесь находился храм Дагона, в который филистимляне поставили взятый в плен ковчег завета (1 Цар. 5:1). Этот город был предназначен для колена Иудина, но оно не могло овладеть им (И. Нав. 13:3; 15:47). После беседы с евнухом Филипп пришел в Азот и проповедывал там Евангелие (Деян. 8:40).

2) некоторое время этот город, после его завоевания в 711 г. до Р. Хр. (Езд. 20:1) платил дань Ассирии. Впоследствии Азот был взят египетским царем Псаметихом (633-610 гг.) после многолетней осады (29 лет, по словам Геродота). По возвращении иудеев из вавилонского плена, жители Азота относились к ним враждебно (Неем. 4:7), несмотря на то, что некоторые иудеи взяли себе жен из этого города (Неем. 13:23). Современный Ашдод основан в 1956-ом году в семи километрах к северу от развалин филистимского города. В 1968-ом году в нем было 30 тысяч жителей. Крупный промышленный центр, в 1965-ом году построен современный порт — второй большой порт Израиля на Средиземном море.

Аиалон 1) левитский город в колене Дановом (И. Нав. 21:24); в последующие времена считался принадлежащим то колену Ефремову, то Иудину, то Вениаминову (2 Пар. 11:10; 1 Цар. 14:31). Филистимляне отняли этот город в царствование Ахаза (2 Пар. 28: 18). Здесь, по слову Иисуса Навина, были во время сражения остановлены солнце и луна (И. Нав. 10:12). Теперь этот город называется Ияло и расположен близ дороги, соединяющей Иерусалим с Рамле. В летописях китайцев, египтян (по Геродоту) и мексиканцев упоминается о продолжительном дне, приблизительно, в то же время, в какое описывается это событие в Библии.

2) Город в колене Завулоновом, где похоронен судья Елон (Суд. 12:12).

Аиаф, см. «Гай».

Аин (евр. родник) 1) местность в северо-восточной части Ханаана к западу от Риблы (Чис. 34:11); может быть, один из истоков Иордана. Срав. «Рибла». 2) источник в Изрееле (1 Цар. 29:

1) в получасе ходьбы к востоку от Изрееля, быстро текущий «Источник Голгофа» — Аин-Джалуд. Предание говорит, что здесь Давид убил Голиафа. Может быть, этот источник то же, что и Харод (Суд. 7:1).

3) город левитов, вблизи Риммона, недалеко от Едомской границы (И. Нав. 21:16) в колене Иудином (И. Нав. 15:32) или Симеоновом (И. Нав. 19:7; 1 Пар. 4:32), упоминается во многих местах вместе с Риммоном. В Неемии 11:29 эти оба названия соединились в одно Ен-Риммон, т. е. гранатовый источник. Это место было расположено на южной границе земли (Зах. 14:10). Может быть, город находился на месте теперешних развалин Ум-ель-Руммамим, к северу от Вирсавии (Быт. 21:31).

Приставка Ен (евр. Ain ) встречается часто в еврейских названиях местностей и напоминает о том источнике, который был причиной первоначального заселения данной местности, напр., Ен-Дор, Ен-Гедди и т.п. Еще и теперь в Палестине встречается множество названий местностей, которые начинаются с «Айн».

4) город в колене Неффалимовом, близ Дана, завоеванный Венададом (3Цар. 15:20; 2 Пар. 16:4) и Феглаффелласаром (4 Цар. 15:29). Предполагают, что он был расположен на прекрасной равнине Мердж-Аин, при подошве Гермона к северо-западу от Дана.

Анр (евр. Канэ-Босем), индийский тростник ( Calamus odoratus ), из корней которого приготовляли благовонный елей (Исх. 30:23; Песн. П. 4:14; Ис. 43:24; Иез. 27:19).

Аист (Пс. 103:17; 17; Иов. 39:16), нечистая птица (Лев. 11:19 — цапля; Зах. 5:9), еврейское название которого «хасида», т. е. нежный, указывает, может быть, на нежность, с которым он относится к своим родителям; говорят, что он никогда не оставляет их, а кормит и защищает их в старости (?). С другой стороны, в последнее время наблюдали, что аисты-родители жертвовали жизнью, стараясь спасти своих птенцов из пламени. Народное поверие утверждает, что во время перелетов, если вожак устает, то другие поддерживают его. В Книге Иер. 8:7 словами «аист знает определенные времена», наверно указывается на свойственный ему инстинкт перелетной птицы. У него длинные ноги и клюв красного цвета, оперение белое, за исключением черных концов крыльев, равно как и части головы и верхних частей ног. Он питается крысами, ящерицами, змеями, лягушками и насекомыми. Акелдама (земля крови), земля горшечника, которую первосвященники купили за 30 сребренников Иуды Искариота (Матфея 37:7,8), Под предлогом того, что недозволительно внести эти деньги в сокровищницу храма, так как это была цена крови, они купили на них поле для погребения странников. В Деян. 1:18,19 сказано, что Иуда Искариот приобрел землю, потому что она была куплена на его деньги. Согласно преданию, это поле находится на крутом склоне горы Злого Совещания, недалеко от Иерусалима, к югу от него.

Среди множества странных гробниц на южном склоне этой горы, находятся развалины под названием Хакл Дама или эль Фердус с каменными стенами и колоннами, лежащими глубоко в земле, и с кровлями над землей, имеющие 3 или 4 отверстия для опускания покойников Вероятно, это остатки иудейской могильной постройки. На этом месте построен греческий монастырь св. Онуфрия.

Акила, еврей из Понта. Его ремеслом было делание палаток. Со своею женой Прискилой он переехал в Рим, но, по указу Клавдия о выселении евреев из Рима, он оставил Рим и поселился в Коринфе, где и встретился с Павлом. Вместе с Акилой Павел занимался деланием палаток и вместе с ним благовествовал.

Неизвестно, стали ли Акила и Прискила христианами в Риме, или позднее, в Коринфе. Они последовали за Павлом в Ефес, где точнее объяснили Аполлону путь Господень (Деян. 18.24-26) и держали свой дом открытым для собрания христиан (1Кор. 16:19). Впоследствии они вернулись в Рим, что видно из послания к Рим 16:3-5, где Павел приветствует их, «как сотрудников во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников». Во время заключения Павла в Риме, они, кажется, были в Ефесе (2Тим.4:19).

Акка — Акко.

Акка, приморский город на Средиземном море, 40 км южнее Тира; расположен в северной части бухты Акка, напротив Кармила. Акка была назначена колену Асирову, которое так и не могло изгнать оттуда хананеев (Суд 1:31). Во времена крестоносцев она называлась St . Jeand Acre. Этот сильно укрепленный город выдержал много осад, был много раз разрушен, но снова отстраивался. Он был последним укрепленным пунктом, который турки вырвали из рук крестоносцев. Арабы до сих пор называют этот город по старому — Акка.

По Деян. 21:7, здесь находилась христианская община, которую Павел посетил на обратном пути из Милита в Иерусалим: «Мы прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовавши братьев, пробыли у них один день».

Современный Акко представляет собой город, населенный арабами и евреями (22,5 тыс. евреев и 8,5 тыс. арабов в 1967-ом году). Город замечателен древней крепостью. На его южной окраине расположен единственный в Израиле сталепрокатный завод.

Аккад, один из тех четырех городов, которые Нимрод построил в земле Сеннаар.

Акравим — Акрабим. Акравим (т. е. скорпионы), возвышенность немного южнее Мертвого моря (И. Нав. 15.3; Чис. 34:4) Эга местность еще и теперь изобилует скорпионами (Втор. 8:15).

Акриды. См. «Саранча».

Алебастр (названый так по имени города Алебастрона в Египте) — род белого или красноватого известняка или гипса, из которого делали шкатулочки и пузырьки с длинными и узкими горлышками для бальзама и мирра О таких сосудах говорится в Мат. 26:7; Map. 14:3; Лук 7:37

Александр — 1) знаменитый сын и наследник царя македонского, Филиппа, прозванный Великим (336-323 до Р.Хр.). В Библии он не встречается, но полагают, что он упоминается в Книге Пророка Даниила 7:6, 8:4-7, в образе леопарда с четырьмя крыльями и козла с одним рогом между глазами, символизирующими быстроту завоеваний и непоколебимую силу. У большого истукана, которого Навуходоносор видел во сне, железные голени были символом царства Александра (Дан. 2:40). В течение 12 лет он сделался властелином Сирии, Палестины, Египта, основал Александрию, покорил Персию, зашел также в Индию, после чего внезапно умер в Вавилоне; его обширное царство поделили между собою его военачальники. Александр сокрушил персидское владычество, открыл Азию для греческой культуры, чем не мало способствовал будущей евангельской проповеди.

2) сын Симона Киринеянина ( Map . 15:21).

3) член того синедриона, который судил Петра и Иоанна (Деян. 4:6).

4) еврей в Ефесе, который напрасно старался успокоить народное возмущение против Павла (Деян. 19:33).

5) медник, который причинил Павлу много зла (2 Тим. 4:14). Вероятно он же участвовал в заблуждении Именея и разделил его участь (1 Тим. 1:20) См. «Именей».

Александрийцы, евреи из Александрии, имели собственную синагогу в Иерусалиме. Некоторые из них спорили со Стефаном (Деян. 6:9).

Александрия (Деян. 18:24; 27:6), прославленный город в нижнем Египте, расположенный между Средиземным морем и озером Мареотис, недалеко от устья западного рукава Нила; основан Александром Великим в 332 г. до Р. Хр., и заселен евреями и греками. Город быстро вырос, благодаря тому, что он был центром торговых сношений между Востоком и Западом и стал со временем первым в мире торговым городом. Город раскинулся на 25 километров в диаметре; его население доходило до 300000 свободных граждан и такого же числа рабов. После смерти Александра, (который был здесь погребен), во времена Птоломеев, Александрия сделалась столицей Египта, достигши полной своей славы во время первых 3 правителей этой династии. Самые знаменитые философы Востока, Греции и Рима собирались сюда, чтобы пополнить здесь свое образование, так как в этом городе находились мужи, знакомые со многими отраслями знаний. Птолемей Сотер, первый из этой династии, основал вместе с другими учреждениями знаменитую богатую библиотеку, которая насчитывала 700000 книг. По смерти царицы Клеопатры (26 г. до Р. Хр.) Александрия подпала под власть римлян; наконец, после тысячелетнего процветания, должна была склониться перед могучим завоевателем, турецким калифом Омаром, в 641 году после Р.Хр. Город все же имел значение, как торговый пункт, до открытия мыса Доброй Надежды в 1497 г.; с этого времени он утратил свое значение. В позднейшее время он опять начал возвышаться и его прекрасная гавань представляет теперь живописную картину. Eго народонаселение, состоящее, главным образом, из арабов и египтян, растет из года в год. О прежнем великолепии города свидетельствуют многочисленные развалины, остатки колоннад, храмов и прославленые обелески, которые были вывезены в Лондон в 1878 г. и в Нью-Йорк в 1880 г.

Александрия была центром, откуда распространялось религиозное влияние до и после пришествия Христа. Здесь еврейская литература соприкоснулась с греческой ученостью и подпала под ее влияние, что видно из сочинений философа Филона. Здесь ученые евреи (как говорят, в числе 72) перевели Ветхий Завет на греческий язык. Этот перевод известен под названием перевода «семидесяти толковников» (Septuaginta - LXX ). Перевод семидесяти распространил между греками знание об истинном Боге и служил основанием для создания языка Нового Завета. Евреи жили в Александрии уже давно в значительном количестве и пользовались большой свободой. Согласно Филону, они населяли ½ города, и их число в Александрии и других египетских городах достигло 1.000.000 человек. Евангелие рано проникло в этот мировой город (Деян. 18:24), и скоро здесь расцвела жизнеспособная община, основанная, по преданию, евангелистом Марком. Позднее Александрия прославилась катехизической школой с такими учителями, как Климент и Ориген.

Аллемеф (Алемет), см. Алмон».

Аллилуйя (евр.), т. е. восхвалите Иегову, восклицание, часто встречающееся в еврейских псалмах (См., начиная с Пс. 103). Это восклицание отличает хвалебные псалмы от прочих. Срав. Отк. 19:1 и дал.

Алмаз (евр. аглом), см. «Драгоценные камни».

Алмодад, один из сыновей Иоктаиа (Быт. 10:26).

Алмон-Дивлафаим (Чис. 33:46) или Бет-Дивлафаим (Иер. 48:22), одна из стоянок израильтян в земле Моава.

Алмон (И. Нав. 21:18) или Аллемеф (1 Пар. 6:60), город священников в колене Вениаминовом; теперь развалины Алмит к северо-востоку от Ана-фофа.

Алой упоминается еще Валаамом, который сравнивает жилища Израиля с алойными деревьями, насажденными Господом (Чис. 24:6 и дал.; Пс. 44: 9; Песн. П. 4:14). Этот драгоценный фимиам (который в Европе, куда он изредка завозится, ценится на вес золота), добывают из большого дерева, древесина которого издает лимонный запах, и которое в диком виде растет В Индокитае ( Aloexylon Agallachum ), а также из дерева Agallaria Agallacha , растущего в Индии Малайцы называют его гаро, агуру, агхилы;

самое большое количество этих деревьев растет на Малайских островах. Листья его похожи на листья грушевого дерева и сок, напоминающий молоко, застывает, когда дерево стареет, образуя благовонную смолу. Ствол этого дерева кривой, суковатый и, в большинстве случаев, пустой внутри. По словам Геродота, в Египте алойное дерево употреблялось для бальзамирования мертвых и мы знаем, что Никодим приготовил состав из смирны и алоя для погребения Господа Иисуса.

Само собой разумеется, что алой этого рода значительно отличается от того, который продается в аптеках, и представляет горькую смолу, получаемую из довольно обыкновенного растения.

Алтарь (евр. мизбеах) обыкновенно означает жертвенник (по латыни altare означает возвышение), чем выше от земли, тем ближе к Богу; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться к божеству. На алтаре приносили в жертву то, что могло умилостивить богов: животных, растения и даже собственных детей. Патриархи строили жертвенники Господу частью для принесения жертв, частью в воспоминание о каком-либо событии и частью для общественных богослужений. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после потопа В Исх. 20:24 и далее Иегова приказывает построить жертвенник: «Сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя». Если жертвенник строился из камней, то эти камни не должны были отесываться, и лестницу к нему приставлять запрещалось. Срав. Втор. 27:5-7. В скинии и храме находились 2 жертвенника: жертвенник для всесожжении и жертвенник курения.

Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 71/2 ф. (2,5 м) в длину и ширину и 41/2 ф. (1,5 м) в высоту. На 4 его углах находились возвышения-»роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянными огонь (Лев 6:12,13), чудесно зажженный (Лев. 9:24), который заботливо поддерживался.

Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх. 21:14; 3Цар. 1:50; 2:28,30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м) в длину и ширину и 15 ф. (5 м) в высот (2 Пар. 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником.

Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 11/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх. 30; 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лук. 1:9,11).

Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (И. Нав. 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (И. Нав. 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд. 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1 Цар. 7:17), Саулом (1 Цар. 14:35), Давидом (2 Цар. 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар. 18:30-32).

Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер. 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар. 12:32; 14:23; 4 Цар. 16:4; 17:10; 23:12; Суд. 6:25; 2 Пар. 28:2; Иер. 7:31).

Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.

Алуша. См. «Дофка».

Алфей 1) отец Иакова младшего (Мат. 10:3; Лук. 6:15), вероятно, то же лицо, что и Клеопа, который по Иоан. 19:25 является мужем Марии, сестры матери Иисуса (?). Оба названия получили начало от одного и того же еврейского имени Халфай, см. «Мария».

2) отец евангелиста Матфея или Левия ( Map. 2:14).

Альфа и омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. «Альфа и Омега, начало и конец» называет Себя Господь в Откр. 1:8; 21:6; 22:13. Также Он называет Себя «первым и последним» в Исх. 41:4; 44:6; 48:12. Это наименование Господь Христос применяет к Самому Себе в Отк. 1:10, 17; 2:8; сравн Кол. 1:15-18.

Амадаф (Амдата), отец Амана (Есф. 3:1).

Амалик — Амалёк.

Амалик, сын Елифаза, внук Исава (Быт. 36:12). Выражение «страна амаликитян» в Быт. 14:7 можно понимать так: местность эта названа амаликитянской потому, что тогда (когда писалась первая книга Моисеева) еще несуществовавший амаликитянский народ позже поселился в этом месте.

Амаликитяне, древний народ, живший к югу от Палестины, между Эдомом и Египтом (Исх. 17), а также восточнее — между Мертвым морем и горной страной Сеиром (Чис. 24:20; Суд. 3:13). Они, повидимому, владели немногими городами; один из них упоминается в Цар. 15:5; они были кочевниками и жили обычно в палатках и пещерах как и теперь бедуины в Аравии.

Едва израильтяне перешли через Чермное море, как амаликитяне напали на них в пустыне Рефидим и побили тех из них, которые от усталости или слабости отстали. За это беспричинное нападение на народ Божий, Господь решил совершенно изгладить память о них. (Исх. 17:8-16). Они также вступили в сражение с израильтянами на границе обетованной земли (Чис. 14:45). Спустя 400 лет Саул, по повелению Божию, напал на них и истребил их (1 Цар. 15). Остаток все же спасся до времени. Давид несколько раз побеждал их (1 Цар. 27:8; 30: 1; 2 Цар. 8:12). Наконец, во время царя Езекии, колено Симеоново совершенно их уничтожило (1 Пар. 4:43); таким образом, исполнилось пророчество Валаама (Чис. 24:20). Аман, последний из этого народа, о котором упоминается в Священном Писании, умер подобно своим предкам, в борьбе с евреями. См. книгу Есфирь.

Амаликова гора, место в колене Ефремовом, где погребен судья Андон (Суд. 12:15).

Аман Вугеянин (по Флавию, то же, что амаликитянин), любимец Артаксеркса, известен по неудавшемуся, хитро задуманному плану истребления иудеев в Персии; был повешен на виселице, которую он приготовил Мардохею (Есф. 3:7).

Амана, высокий отрог Антиливана, откуда берет начало р. Авана. Река эта течет почти до Дамаска (Песни П. 4:8). См. «Авана».

Амария, первосвященник, которого Иосафат поставил главным судьею в Иерусалиме (2 Пар. 19:11).

Амаса, сын Хадлая, один из начальников, который, услышав слова пророка Одеда, увещевал израильтян хорошо обращаться с племенным коленом Иудиным (2 Пар. 28:12).

Амасай, вениамитянин, который предводительствовал над 30 храбрыми мужами и пришел помочь Давиду, когда тот бежал от преследовавшего его Саула в пустыне (1 Пар. 12:16 и дал.).

Амасия — Амациягу. Амасия 1) сын Иоаса, восьмой царь в Иудее (798-782 до Р. Хр.) «и делал угодное в очах Господа, но не от полного сердца» (2 Пар. 25:2). Укрепившись на престоле и казнив убийц своего отца, он набрал войско из иудеев 300.000, нанял 100.000 израильтян для войны с идумеянами. По повелению Божию, но против своего желания, он распустил нанятые войска и Бог дал ему такую победу, что даже город Петра (Села), расположенный в горах, был взят и получил еврейское наименование. Вместо того, чтобы возблагодарить Бога, царь привез к себе идумейских идолов и поклонялся им, как богам; за это пророк Господень угрожал ему гибелью; когда, по прошествии некоторого времени, он выступил на войну с Израилем, то был поражен и его повели пленным в его собственную столицу, которая подверглась ужасному разграблению. 15 лет спустя против него составился заговор в Иерусалиме; он бежал в Лахис, но там был убит заговорщиками (4Цар. 14:1-20; 2 Пар. 25).

2) священник в Вефиле, который жаловался Иеровоаму на Амоса (Ам. 7:10-17).

Амвон (медный — 2 Пар. 6:13), поставлен Соломоном среди двора храма; на нем царь всенародно призывал Господа.

Амврий — Омри.

Амврий или, правелнее, Омври (3 Цар. 16:16,21,25,30) был главным начальником над войсками изр. царя Илы. Во время осады филистимского города Гаваона народ, услышав, что Ила убит Замврием, который и захватил власть, выбрал Амврия царем. Амврий пошел на Замврия, осадил город Фирцу, в котором тот заперся, и этим принудил его сжечь себя и свое семейство. После смерти Замврия половина народа признала Амврия царем, а другая половина держала сторону Фамния, сына Гонафова. Распря между обеими сторонами продолжалась 4 года. После смерти Фамния все признали Амврия царем. Он царствовал 12 лет: 6 лет в Фирце и б лет в Самарии (3Цар. 16:16-28), около 929-918 г. до Р. Хр. Он превзошел своих предшественников в безбожии и злобе (3 Цар 16:25,26). Спустя долгое время мы читаем об обычаях Амврия» (Мих. 6:16). Краткий намек в 3Цар. 16:27 о его делах и мужестве получает некоторое освещение в записи на памятнике Мессы о его победе над Моавом.

Фирца (Тирца) раньше была главным городом в Израиле, но после того, как Амврий купил гору Семерон у Семира (3Цар. 16:24), он построил на ней Самарию, которая и стала столицей 10 колен. Самария в клинописях, найденных в Ниневии, называется «Мат Бит Хуумри», т. е. земля дома Амврия.

Амелсар — Мельцар. Амелсар (Дан. 1:11,16). Это слово обозначает сторожа или кого-либо подобного.

Амессай — Амаса.

Амессай, племянник Давида, рожденный сводной сестрой его Авигеей и Иеффом из Изрееля; он привязался к Авессалому и принимал участие в его восстании Амессай предводительствовал над войсками Авессалома (2 Цар. 17:25) и был разбит своим двоюродным братом Иоавом. Давид предложил ему помилование и, главное, начальство над войсками, вместо гордого Иоава (2 Цар. 19:13). Во время замешательства, когда Савей поднял бунт, Амессай был предательски убит Иоавом (2 Цар. 20:4-10).

Аметист. См. «Драгоценные камни».

Амий (Ами), глава семейства, служитель Соломона (Езд. 2:57); в Неем. 7:59 он назван Амоном.

Аминадав 1) сын Арама, из колена Иудина, и предок Иисуса (Исх. 6:23; Руф. 4:20; Мат. 1:4; Лук. 3:33).

Аминь — Амен.

Аминь, еврейское слово, обозначает «правда, верность, истинность». Так называется Спаситель в Отк. 3:14: «Аминь, свидетель верный и истинный», где последние слова поясняют слово аминь. «Все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь» (2 Кор 1: 20). Чаще всего это слово употребляется как наречие, в смысле «истинно», «так». Слово это часто встречается в речах нашего Спасителя и переводится словом «истинно». Один раз или многократно повторенное оно употребляется в конце молитв и псалмов; напр., Псалмы 40:14; 71:19; 88:63 заканчиваются словами «аминь»: «аминь» для того, чтобы подтвердить предыдущее или еще раз просить об исполнении высказанного: так; будь так; да будет так. Поэтому при клятвенном обещании, после того, как священник прочитывал слова завета или слова проклятия, те, кому эти слова были сказаны, должны были произнести «аминь» и этим словом связывали себя клятвой (Чис. 22; Втор. 27:15 и дал.; Неем. 5:13; 8:6; 1 Пар. 16:36; Пс. 105:48).

Также первые христиане после молитвы или благодарения громко произносили общее «аминь» (1 Кор. 14: 16).

Амми холм (2 Цар, 2:24). Неизвестно, где это место расположено.

Аммонитяне, потомки Бен-Амми, сына Лота (Быт. 19:38). Аммонитяне истребили великанов замзумимов и взяли их страну, на восток от Иудеи (Втор. 2:19-21), между реками Арноном и Иавоком, и поселились к востоку от Иордана и Мертвого моря до самой Аравии. Их столица Равва, Равна Аммонитская, была расположена близ реки Иавока. Во времена Моисея они были оттеснены от Иордана аморрейским народом далее к востоку (Чис. 21:21-35; 32:33). Моисею было воспрещено нападать на них (Втор. 2:19). Они были грубыми идолопоклонниками. Главным их божеством был Молох (3Цар. 11:5-7; 4 Цар. 23:13). Во времена Иеффая они теснили израильтян, но потерпели от них тяжкое поражение (Суд. 11). В последующие времена они многократно тревожили израильтян и потому пророки грозили им наказаниями от Бога (Иер. 49:1-6; Иез. 25:2-10). Наконец, они были укрощены Иудой Маккавеем (1 Макк. 5:6-44). На ассирийских клинописях аммонитяне упоминаются под названием Бит Амман (дом Аммона).

В последние времена Бог восстановит потомков аммонитян (Иер. 49:6). См. «Моавитяне».

Амнон, старший сын Давида и Ахиноамы, известный своим преступлением против сестры Фамари, за что два года спустя и был убит по приказанию Авессалома (2 Цар. 13).

Амон 1) градоначальник в Самарии. См. «Иоас 2».

2) сын Манассии, 14-й царь в Иудее, восшел на престол в 642 г. до Р. Хр. 22 лет, и процарствовал только 2 года. Он подражал в злодеяниях своему отцу; оставил Бога и служил истуканам. Слуги, сговорившись, убили его в его же собственном дворце, но народ убил заговорщиков и поставил на царство его сына Иосию (4 Цар. 21:18-26; 2 Пар. 33:21-25).

3) Смотри «Но».