Кааф — Кеат.
Кааф, второй сын Левия (Быт. 46:11); его потомки при горе Синай насчитывались в количестве 8.600 человек (Чис. 3:28). Их служба заключалась в том, чтобы носить ковчег и священные предметы во время странствования по пустыне (Чис. 4:4 и дал.). Потомки Каафа получили 10 городов в колене Ефремовом, Дановом и Манассиином (И. Нав. 21:4 и дал.).
Кавул. 1) Пограничный город в колене Асировом (И. Нав. 19:27). Теперь существует селение Кавул в 14 километров к юго-востоку от Акк.
2) Область с 20 городами в Галилее, которую Соломон подарил царю Хираму в благодарность за его помощь при постройке храма; но Хирам не оценил этого и назвал его поэтому Кавул (3Цар. 9:11 и дал.). Может быть, слово «Кавул» обозначает «хлам». Думают, что это те города, которые Хирам впоследствии возвратил Соломону (2 Пар. 8:2).
Кавцеил или Иекавцеил (Неем. 11:25) — город в южной части Иудеи (И. Нав. 15:21); родина Ваней (2 Цар. 23: 20).
Кадес или Кадес-Варни (Кадеш-Бармса) (Втор. 1:2 и Быт. 14:7).
Кадильница (Лев. 10:1; 2 Пар. 28:16). В поел, к Евр. 9:4 упоминается золотая кадильница в Святом Святых. Некоторые предполагают, что это жертвенник для курения в Святилище, стоявший вне Святого Святых, близ завесы, отделявшей Св. Святых от Святилища (Исх. 30:6) ; в 3 Цар. 6:22 она называется «жертвенником, который пред давиром». Другие думают, что под словами в послании к Евреям 9:4 надо подразумевать только то, что в день очищения, единственный день, когда Святое Святых было доступно человеку, золотая кадильница была вносима в него. Мишна придает очень большое значение тому, что именно золотая кадильница в тот день была вносима туда; В послании к Евр. 9:4 слово «золотая» особенно подчеркивается.
Кадка. См. «Мера».
Каждение. Курение или сжигание благовоний на углях с древних времен было распространено на востоке. Тогда, как и теперь, нарочно пропитывали запахом курения платья и бороду гостей, несли эти курения впереди брачной процессии, впереди царей, а также употребляли и в других торжественных случаях. Язычники кадили также своим богам (См. 3 Цар. 11:8; 2 Пар. 25:14; Иер. 1:16; Иез. 6:13). В символическом служении Ветхого Завета курение имеет близкое отношение к жертвоприношению. Курение предписывалось законом: 1) во время ежен дневного богослужения, когда курение зажигалось на жертвеннике утром и вечером после ежедневной жертвы всесожжения (Исх. 30:7 и дал.); 2) в связи с различными хлебными жертвами (Лев. 2:1 и дал.; 1 Цар. 26: 19) и 3) как особенное священнодействие, когда первосвященник в великий день очищения приносил курение В Святое Святых (Лев. 16:12-13). Огонь для этого разрешалось брать только с жертвенника всесожжения и переносить его в кадильнице в Святое (Лев. 6:12; Чис. 16:46). Курить «чуждым огнем» (Лев. 10:1), т.е. брать огонь в другом месте или же возжигать ароматы другого состава (Исх. 30:9) было тяжким преступлением. Приносить курение в Святилище могли только священники (2 Пар. 26:18 и дал.). Срав. слово «пресвитер».
Курительный состав, который под страхом смертной казни воспрещалось употреблять для чего-либо другого, кроме богослужения, делался (по Исх. 30:34) из следующих, сильно благоухающих веществ, взятых поровну: 1) стакти — чистой благовонной смирны, вытекающей из деревьев без надрезов. 2) ониха — раковины одного вида (Blatta byzantina ), которая при сжигании распространяет сильный запах, 3) халвана — душистой смолы и 4) Ливана (ладана) драгоценной, благоухающей смолы светло-желтого цвета и горького вкуса, которую привозили из Аравии (срав. Ис. 60:6; Иер. 6:20) и восточной Африки, добывая ее из дерева, латинское название которого Boswellia serrata. Такой ладан принесли волхвы в дар младенцу Иисусу (Мат. 2:11); о ливане же упоминается в Песн. П. 3:6 среди символических описаний красоты и очарования невесты.
Раввины говорят, что при возжигании курения один священник приносил курение в сосуде, называемом каф ( kaf ), т.е. ложка, а другой — горящие угли. Принеся угли, священник высыпал их на жертвенник в то время, как первый высыпал на них курение. Во время совершения курения молящийся народ стоял во дворе (Лук. 1:10). Из этого, так же, как из слов Давида «да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твое» (Пс. 140:2), объясняется символическое значение курения, представляя народ Божий молящимся, а его молитву угодною Богу, когда она возносится во имя Иисуса (Иоан. 16:23 и дал). Подобно этому, и вхождение священника в Святилище являлось прообразом вхождения Иисуса Христа в небесное святилище (Рим. 8:34; Евр. 9:24). В Отк. 8:3 и дал. говорится о фимиаме, который прилагался к молитвам святых, и в Отк. 5:8 о чашах, наполненных фимиамом, «которые суть молитвы святых».
Казни — евр. макот.
Казни. Египетские казни. Когда фараон лишь ожесточился после чуда превращения жезла Ааронова в змею, которая поглотила, подобным же образом превращенных волхвами, змей (Исх. 7:8 и дал.), то Бог послал на Египет различные казни для того, чтобы сломить упорство фараона и принудить его отпустить Израиля (Исх. 7:14-12:30). 1) Первая из этих казней состояла в том, что Аарон, по слову своего брата, Моисея, простер жезл на реку Нил, и сразу вся вода в реке, в каналах от нее, и всех сосудах, содержавших Нильскую воду, обратилась в кровь и воссмердела так, что вся рыба погибла. Египтяне вынуждены были копать всюду вокруг реки колодцы для воды (Исх. 7:14 и дал.). 2) Вторая казнь совершилась 7 дней спустя; она состояла в том, что Нил и все скопища воды на земле стали кишеть жабами, которые не только заполнили всю землю, но проникли и в жилища, даже в квашни и печи. Фараон обещал покаяться и, по молитве Моисея, жабы издохли, но тогда фараон снова ожесточил свое сердце (Исх. 8:1 и дал.).
3) Третья казнь состояла из мучительных укусов мошек, которые мучили людей и животных. Волхвы признали руку Божию, но сердце фараона было ожесточено (8:16 и дал.).
4) Тогда началась четвертая казнь — мучительные укусы оводов, наполнивших всю египетскую землю, кроме Ге-сема, где жили израильтяне. Фараон обещал отпустить народ, но когда казнь миновала, он опять ожесточил свое сердце (8:20).
5) Пятая казнь состояла в тяжкой моровой язве, oт которой погиб весь скот египетский, тогда как из израильского скота в то же время ничего не пострадало (Исх. 9:1 и дал.).
6) Шестая казнь: Моисей и Аарон, по повелению Божию, взяли пепла из печи и бросили его в воздух перед глазами фараона: после этого поднялась пыль по всей земле, от которой люди и скот покрылись нарывами; волхвы также не избегли этого (9:8 и дал.).
7) После торжественного предупреждения о совершенном истреблении людей и скота (9:13 и дал.), (в этом можно усмотреть милость Божию к тем, кто поверил объявленному и собрал рабов и скот в укрытие, ст. 20) наступила седьмая казнь: град и буря с громом и молнией, которые принудили фараона исповедать свой грех. Когда же казнь прошла, последовало новое ожесточение.
8) Восьмой казнью послужили тучи саранчи, которая истребила всю зелень, уцелевшую после града. Саранча покроет лицо земли так. что нельзя будет видеть земли» (10:1 и дал.).
9) Так как фараон продолжал упорствовать, то последовала тотчас же девятая казнь: наступила «осязаемая тьма» во всем Египте в течение 3 дней, но у израильтян в Гесеме было светло. Фараон согласился отпустить народ, но без скота; когда Моисей не согласился на это, фараон еще более ожесточился и запретил Моисею показываться ему на глаза (9:21 и дал.).
10) Десятая казнь — смерть первенцев. «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота» (11:4, 5). Так и произошло (12: 29 и дал.). Теперь Израиль был отпущен, и сами египтяне ускоряли их исход. См. «Пасха», «Чермное море».
Каинан. 1) Сын Еноса, четвертый от Адама (Быт. 5:9-14; 1 Пар. 1:2; Лук. 3:37). 2) В Ев. Лук. 3:36 упоминается Каинан, как сын Арфаксада и отец Сады, хотя о нем ничего не говорится в еврейском Ветхом Завете (Быт. 10:24; 11:12). Это добавление сделано в греческом переводе семидесяти ( Septuaginta) и перешло в Евангелие от Луки.
Каин, т.е. приобретение. 1) Первородный сын Адама и Евы (Быт. 4:1), который, несмотря на предупреждение Бога, поддался греху, когда Бог с благоволением принял жертву Авеля и отверг жертву Каина: он убил Авеля, и, в наказание за это, Бог изгнал его из земли, где он жил. Каин, благодаря особому знамению, данному ему Богом, был храним от мщения людей, которое, как он сам сознавал, он заслужил. Он поселился в земле под, к востоку от Едема, где построил город и назвал его «Енох» по имени своего сына Еноха (Быт. 4:16 и дал.; 1 Иоан. 3:12; Иуд. И). 2) В Чис. 24:22. См. «Кенеяне».
Каир и Кир (4Цар. 16:9) область, откуда сирийцы переселились на север Палестины (Ам. 9:7), и куда Феглаффелласар выселил народ из Дамаска (4Цар. 16:9). Это место ищут около Аракса, притока Куры. Срав. Ам. 1:5; Ис. 22:6.
Каиафа, другое имя которого было Иосиф, первосвященник в год смерти Иисуса (Лук. 3:2), 18-36 гг. по Р.Хр. и, согласно Иоан. 18:13, зять предыдущего первосвященника Анны; он пророчески высказал в Синедрионе, что Иисус должен умереть за народ (Иоан. 11:49 и дал). В его палатах Синедрион принял решение убить Иисуса (Мат 26:3), и перед ним допрашивали Иисуса, прежде чем повели Его к Пилату (Мат 26-57; Иоан 18: 13 и дал) Впоследствии Каиафа хотел воспрепятствовать проповеди Петра и Иоанна, но это ему не удалось (Деян. 4:6,21 и дал ).
Калах. См «Ниневия».
Калне. См. «Халне».
Камень — евр. эвен.
Камень. В древнее время люди делали ножи не из железа, а из камня (Исх. 4:25; И. Нав 5 2). В память достопримечательных случаев ставили камни или памятники (Быт 31 -46, И Нав. 4:5 и дал ), на них иногда возливали елей, как сделал Иаков с камнем, который служил ему изголовьем в Вефиле (Быт 28:18 [13]. Преступников иногда побивали камнями, а затем на тела их набрасывали груду камней (И Нав 7:26; 8:29; 2 Цар 18:17). В символических оборотах речи Библии камень обозначает черствость или бесчувственность (Иез 11:19), а также твердость и крепость (Быт. 49:24). Христиане называются живыми камнями, как строения части живого храма, в котором Христос является «краеугольным камнем» (Еф 2:20 и дал ; 1 Пет 2-4 и дал ).
Иисус Христос обещал в Отк. 2: 17 побеждающему дать белый камень Некоторые полагают, что это означает дощечку на лбу с написанным на ней именем Господа, подобную золотой дощечке на лбу первосвященника. По мнению других, здесь указывается на обычай выдавать выигравшим призы на греческих состязаниях белый камень или доску с написанными на них их именами и наградами. Самым простым и вероятным объяснением может быть то, что белые камни употреблялись как письменный материал, и что поэтому суть дела заключается не в камне, а в имени, написанном на нем Срав. Ис 62:2.
Камыш. См «Тростник».
Кана. 1) Город в колене Асировом (И. Нав. 19:28), вероятно, теперешнее селение Кана в миле к югу от Тира.
2) Галилейская — уроженцем которой был Нафанаил (Иоан. 21 -2), где Иисус превратил воду в вино (Иоан. 2) и исцелил сына царедворца (Иоан. 4:46), Некоторые ищут место этого селения в поселке Кенна, близ Назарета, другие в Кана-эль-Джелил в 10 км к северу от Назарета.
3) Поток, находившийся на границе между коленами Ефрема и Манассии (И. Нав. 16:8: 17:9).
Кананит. См. «Симон».
Кандакия (Деян 8:27), царица Эфиопская, титул Эфиопских цариц того времени.
Канонические книги. См. «Библия».
Капернаум — Кфар-Нахум.
Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по-видимому, был там, в Капернауме, расположен (Лук. 7:1 и дал ). Капернаум был таможенным пунктом и там служил Матфей (Мат. 9.9; 17.24) В этом городе Иисус сотворил много чудес и много проповедовал. В Назарете Христос был воспитан, но Капернаум был «Его городом», где Он жил ( Map 2:1). Господь предсказал, что, хотя город был вознесшимся до неба», он будет «низвергнут до ада» (Мат. 11:23; Лук. 10: 15) Местоположение его неизвестно Некоторые ищут его в значительных развалинах, недалеко от Тель Хум, в расстоянии одного часа пути к югу от северного конца Галилейского моря Другие ищут его в Хан Миние, немного южнее первого места.
Каппадокия, самая большая область в Малой Азии, имеющая естественные границы: гора Тавр и исток Евфрата на юге и на востоке, на западе она граничит с Ликаонией, а на севере с Понтом и Галагией. Каппадокия орошалась рекой Галисом и была известна своими пастбищами, прекрасными лошадьми и ослами Столица Каппадокии называлась Кесарией; народ сирийского происхождения, был туп и развратен; см. «Киликия»; «Крит». Евреи жили также в Каппадокии (Деян. 2.9), и к ним проникло Евангелие (1 Пет. 1:1).
Кармил — Кармель. Кармил 1) Город в гористой части Иудеи (И. Нав. 15:55); на горе Кармил паслись стада богатого Навала (1 Цар 25), и там Саул поставил памятник в честь победы над амаликитянами (1 Цар. 15:12). Развалины Кармила сохранились до сих пор на горе Кермель в 10 км к юго-востоку от Хеврона
2) Название горного хребта, который являлся границей между коленами Манассии и Асира (И. Нав. 19: 26), и также полуострова, который вдается в море и образует залив при г. Акка. Кармил, т.е. сад, за свою красоту воспевается Ис. 35:2; Песн. П. 7:6. Срав. Иер. 50:19. По словам одного путешественника, вся гора покрыта зеленью; на ее вершинах растут сосны и дубы, ниже — оливковые и лавровые деревья (Срав Ам. 9:3). С этой горы течет много потоков; самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии; пробираясь между роскошными коврами цветов, все они стекают в Киссон. Вид с вершины горы на залив при г. Акка и его плодоносное побережье до синеющих высот Ливана и снежной вершины Гермона прекрасен Внизу раскинулась прекрасная Изреельская равнина. На склонах Кармила, сложенного из юрского известняка, находится множество пещер, срав. Третью книгу Царств 18:4. Замечательные события связаны с этой горой. Здесь Илия стоял перед всем Израилем и Ахавом; здесь вааловы жрецы тщетно взывали к своему богу; здесь же по молитве Илии пал с неба огонь. Отсюда Илия отвел вааловых жрецов к Киссону и умертвил их. С этой горы его слуга видел поднимающееся из за моря облако величиною в ладонь человека, после чего небо покрылось густыми тучами и пошел сильный дождь (3 Цар. 18) На Кармиле бывал Елисей (4 Цар. 2:25; 4: 25). Гора Кармил арабами называется обычно Мар-Элиас, т.е. святой Илия.
Карп, друг Павла в Троаде (2 Тим. 4: 13).
Кархемис (Кархемиш), город (Ис. 10: 9), покоренный сириянами, вблизи которого фараон Нехао был разбит Навуходоносором (Иер. 46:2; 2 Пор. 35: 20). Кархемис теперь называется Цирцезиумом и представляет укрепленный город, расположенный при слиянии рек Кабура и Евфрата. В ассирийских надписях он назван Гаргамисом.
Карфан. См. «Кириафаим».
Касифья — место, где жили переселенные евреи; вероятно, вблизи Вавилона (Езд 8:17).
Касия (Исх. 30:24; Иез. 27:19; Пс. 44: 9), нежная кора индусского дерева Cinnamomum Cassia ; употреблялась для приготовления священного мира.
Каслухим (Быт. 10:14; 1 Пар. 1:12) — народ, родственный египтянам. Мицраим родил Каслухима; от него произошли филистимляне и кафторим. Их древнее местожительство предполагают в низменной прибрежной стране между дельтой Нила и землей филистимлян. Древние называли эту местность Казиотисом по имени горы Казии на границе между Египтом и Сирией. О происхождении филистимлян см. «филистимляне».
Кассия, одна из дочерей Иова (42:14)
Кафтор, остров или прибрежная страна, о которой говорится у Иер. 47:4; Ам 9:7, как о местности, откуда филистимляне пришли в Палестину. Жители этого острова, по происхождению египтяне, названы Кафторим (Быт. 10: 14, Втор 2:23). Предполагают, что Кафтор есть или остров Крит, или северная дельта Египта. Срав «Филистимляне», «Каслухим».
Кварт, брат в Коринфе, передававший привет в Рим (Рим. 16 23)
Квириний. У Лук. 2:2 говорится о том, что Август повелел произвести во всех римских землях перепись, поэтому Иосиф с Мариею отправились в Вифлеем. Правивший в это время Сирией Квириний в римской истории известен под именем Публус Сульпицус Квиринус ( Pubhus Sulpicms Quirmius). Из истории известно, что этот Квириний стал правителем Сирии не раньше 4 г по Р Хр , и что первая перепись в его правление происходила на 6 г. правления, т.е., самое меньше, через 10 лет по Р Хр (на эту перепись встречаем указание в Деян. 5:37). Для разрешения этого противоречия возникли разные предположения, из которых самое вероятное то, что Квириний занимал должность квестора ( questor), т.е. управляющего финансами при Верусе ( Verus), который управлял Сирией во время рождения Иисуса Христа, и что Лука приписал ему перепись как правителю, тогда как, на самом деле, Квириний, заведовавший ею, был только квестором правителя. Шафер и др. предполагают, что Квириний был правителем два раза: 1-й раз с 4 г. до Р.Хр. до 1 г. по Р. Хр.; 2-й раз с 6 по 11 год по Р Хр. Впрочем, что касается самой переписи, то по Лук. 2:3 она имеет римско-еврейский характер. Римская перепись включала в число населения всех людей данной области вместе с их имуществом и т.д., причем никто не должен был оставлять своего местожительства. По сообщению Евангелиста Луки, каждый должен был ехать на свою родину, — что уже является еврейской особенностью в связи с тем значением, которое евреи придавали своему происхождению. То обстоятельство, что в данном случае поступили по еврейскому обычаю, зависело, вероятно, от того, что перепись, хотя и по римскому повелению, происходила в местности, подвластной еврейскому царю Ироду.
Кедар, второй сын Измаила (Быт. 25: 13), праотец воинственных и отважных «сынов Кедара», живших в пустыне Аравии (Пс. 1195; Ис. 21:16 и дал.; 42:11). Их шатры делались из черной верблюжьей шерсти; они владели богатыми сокровищами по Песн. П. 1:4
Кедемоф — Кдемот
Кедемоф, город левитов в колене Рувимовом (И Нав. 13:18; 21:37), расположенный у восточной границы земли, близ пустыни Кедемоф (Втор. 2-26).
Кедес — Кедеш.
Кедес 1) Город левитов, бывший в то же время городом убежища в колене Неффалимовом; родина Барака (И. Нав 19-37; 20-7; 21-32; Суд. 4:6); теперь деревня Кадес к северо-западу от озера Мерома
2) Город в южной части колена Иудина (И Нав 15-23).
3) (1 Пар 6:72), то же, что Кишион.
Кедмонеи (Быт. 15:19), жители Палестины во времена Авраама.
Кедорлаомер, царь Еламский, один из 4-х царей, воевавших против 5 других царей у Мертвого моря и победили их. Позже Аврам напал на победителей, разбил их и отнял у них всю добычу (Быт. 14).
Кедр — евр. эрез
Кедр. 1) Царь деревьев в Святой земле «Кедр на Ливане с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом» (Иез 31 -3) Кедр (лат. pinus cedrus ) принадлежит к семейству хвойных деревьев, и похож на лиственницу Ветви и ствол его более растут вширь, нежели в вышину, он не так гибок, как наши сосны, и достигает в вышину более 30 метров. Кедр со своими широко раскинутыми ветвями представляет красивое дерево и дает густую тень Длинные иглы, которые растут пучками более 20 штук вместе, не опадают зимою Красноватые шишки, короче, но толще сосновых шишек, растут кверху, подобно елочным свечам, на блестящих ветвях кофейного цвета. Прочная древесина светло-желтого цвета, испускает приятный запах; черви ее не точат, отчего она и считалась драгоценным материалом для построек. Давид употреблял кедровое дерево для роскошных построек (2 Цар. 7:2); а также и Соломон (3 Пар. 7:2 и дал.). Особенно много пошло кедра на внутреннюю отделку (3Цар. 8:9; Езд 3:7); столбы, крыши и тд (3Цар. 6:9 и дал.; 7:3-7; Песн. П. 1:16; Мер. 22:14) — первого и второго храма.
Из кедра делались также истуканы (Ис. 44:14 и дал.). Могучие стволы этого дерева употреблялись богатыми жителями Тира для мачт (Иез. 27:5). Кедровое масло употреблялось для бальзамирования трупов как средство против гниения Густая смола, которая вытекала из ствола и шишек, имела сильный запах — «благоухание Ливана» (Песн. П 4:11; Ос 14:7). Благодаря этому свойству, кедровое дерево употреблялось при некоторых обрядах очищения (Лев. 14:4; Чис. 19:6); на символическом языке Библии кедр обозначает- знатность, силу и долголетие (4Цар. 14:9; Пс. 91:13; Ис. 21:13; Иез 17:3, 22 и дал ; 31:3 и дал.).
Кедры в древние времена росли в значительном количестве на Ливане. Оттуда Хирам доставил Соломону огромное количество этого материала, в котором тот нуждался. По 10000 дровосеков работали на Ливане ежемесячно и слуги Хирама перевозили бревна к морю, где их связывали в плоты и таким образом доставляли в Яффу, откуда они перевозились сухим путем «в Иерусалим (3 Цар. 5:8 и дал.). Кедрового дерева во время Соломона в Иерусалиме было так много, что оно было не дороже сикомор, растущих на низменных местах (3 Цар. 10:27) Преемники Соломона продолжали вырубать кедры; от прославленных кедровых лесов Ливана теперь мало что осталось.
2) (Ис. 44:14; евр. тирпах) — твердое дерево, из которого делались идолы; в Ос. 4:13 это дерево названо теревинфом.
Кедровый дом (Ис. 22:8). См. «Соломон».
Кедрон, поток и долина, которая, начинаясь с северной стороны Иерусалима между его восточной стороной и Елеонской горой, спускается к югу и проходит мимо деревни Сильван. У источника Рогель, Кедронская долина сливается с Енномовой, затем спускается между обрывистыми и дикими высотами к Мертвому морю. Только в период дождей Кедрон имеет вид настоящего потока. По дороге из Стефановых ворот к Гефсимании через Кедрон построен мост. По этой дороге Давид бежал от Авессалома (2 Цар. 15:23); здесь же часто ходил Иисус, когда посещал Вифанию, Елеонскую гору и Гефсиманию (Иоан. 18:1 и дал.). В этой долине Аса, Иосия и Езекия сжигали мерзости идолопоклонства (3 Цар. 15.13; 4 Цар. 23:4,6,12; 2 Пар. 29.16). Кедронская долина, которую предание называло «долиной Иосафата» (Иоиль 3:2),теперь имеет различные названия- ее начало, к северу от Иерусалима, называется Вади-ель-ди-оз, т.е. миндальная долина; самая известная часть ее, между городом и Елеонской горой называется Вади-ситт-Мариам, т е. долина госпожи Марии, далее к югу она называется Вади-ель-нар, т.е. долина огня. Эта долина долгое время была излюбленным местом для похорон магометан и ев реев, первых хоронили на западной стороне, а последних на восточной.
Кеиль — Кеила.
Кеиль. город в низменной части удела колена Иудина (И. Нав. 15:44), который Давид спас от филистимлян; город же отплатил за это Давиду неблагодарностью (1 Цар. 23:1 и дал.). Срав Неем. 3:17 и дал.
Кеназ. 1) Внук Исава (Быт. 36:15). Старейшина в земле Едома (ст. 42) 2) Сын Гофониила (И. Нав. 15:17).
Кенаф (Кнаг) См «Новах» (Чис. 32:42).
Кенеи и Кенезеи, — два племени в земле Ханаанской во время Авраама (Быт. 15:19), вероятно те же, что кенеяне.
Кенеяне, моавитское племя, к которому принадлежал Иофор, тесть Моисея. Они пошли с сынами Иудиными в Иудейскую пустыню, поселились там среди народа (Суд. 1:16) и жили после этого очень долго среди Израиля (1 Цар. 30:29) Благодаря дружескому отношению кенеян к народу Божьему, Саул пощадил их, когда поразил Амалика (1 Цар. 15:6). Хевер, который отделился от кенеян и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме, происходил из этого племени (Суд. 4:11) т aк же, вероятно, и рехавиты (в 1 Пар. 2: 55 называемые кенеянами»). В Чис. 24:22 говорится о них, что ассирийцы уведут их в плен; там же они называются именем Каин.
Кенхреа, гавань города Коринфа при Саровском заливе (Деян. 18:18). Там существовала уже во время ап Павла христианская церковь (Рим. 16:1).
Керенгаппух (т.е. рог с притираниями), одна из дочерей Иова (Иов. 42:14).
Керети (критяне) упоминаются в 1 Цар. 30:14, как народ, живущий в филистимской земле. Срав. Кафтор», «Филистимляне».
Кериоф (Криот), один из главных городов Моава (Иер. 48:24: Ам. 2:2).
Кесария (Палестина). Город на Средиземном море в 45 км к северу от Яффы; построенный Иродом Великим на том месте, где раньше находилась «укрепленная башня», и назван в честь кесаря Августа. Кесария часто упоминается в книге Деяний Апостолов. Этот город был резиденцией царей династии Ирода, а также римских правителей Здесь жили благовестник Филипп (Деян. 21:8) и сотник Корнилий; здесь в первый раз Дух Святой сошел на язычников (Деян. 10) Здесь допрашивался и благовествовал пред Феликсом и Агриппой ап. Павел, и здесь он был заключен 2 года в тюрьме во время правления Феликса и Феста (Деян 23:33; 24:10,24,27; 25:4,23, 26). В Кесарии Павел писал некоторые из своих посланий, и отсюда он отправился в Рим (Деян. 27:1). Здесь Ирод Агриппа старший был поражен ангелом Господним (Деян. 12:23).
Кровавое столкновение в Кесарии между греками и евреями послужило поводом к несчастной еврейской войне, которая кончилась полным разрушением Иерусалима. После этого Кесария около 400 лет была столицей
Палестины, почему и называется Кесарией Палестинской в отличие от
другой Кесарии (Филипповой) Иерусалимские епископы были подчинены епископам Кесарийским. Один из этих последних, Евсевий, был автором церковной истории. Впоследствии Кесария много раз подвергалась осаде и
разграблению со стороны турок и крестоносцев, и теперь уже 600 лет, как находится в разрушенном виде. От величественных театров, дворцов и гаваней Ирода остались теперь только одни развалины. Арабы называют их Кайзарие.
Кесария Филиппова, город близ северной границы Палестины, недалеко от истока Иордана, в хорошо орошаемой стране, на южном склоне Гермона; может быть, этот город был построен на том же месте, где находится древний Ваал-Ермон (Суд. 3:3). Теперь на этом месте находится маленькое селение, называемое Баниас, от древнегреческого слова Панеас, названия находившейся здесь пещеры Пана, бога пастухов. Здесь между беспорядочно наваленными грудами камней течет прозрачная, как кристалл, река Нахр Баниас, которая ниже сливается с другой рекой Леджан и вместе они образуют Иордан. Город получил свое название по имени тетрарха Филиппа, который расширил и украсил его. В этой Кесарии и в Кесарии Палестинской рим. полководец Тит отпраздновал разрушение Иерусалима кровавыми пиршествами, во время которых пленные евреи отдавались на съедение диким зверям. В этой мало известной стране Иисус, после уединенной молитвы (Лук. 9.18), в первый раз спросил Своих учеников, за кого они Его почитают, и соединил свидетельство о Своем божестве с предсказанием о крестных страданиях (Мат. 16:13 и дал.; Map. 8:27 и дал.).
Кесарь, греческая форма от латинского слова Caesar, по имени основателя Римской монархии, Юлия Цезаря. Получив бразды правления в свои руки, он с притворной скромностью отказался принять титул царя, но удовлетворился титулом императора, т.е. военачальника. Имя «Цезарь» было присвоено его преемниками и постепенно сделалось титулом, который стал иметь более важное значение, чем царский титул. В государствах, принявших из латинского языка титул «император», он получил то же значение, что и кесарь Палестина и евреи во времена Нового Завета были во власти римских кесарей. История Нового Завета совпадает со временем царствования пяти первых кесарей: Августа — 14 г. по Р.Хр. (Лук. 2:1); Тиверия — 14-37 гг. (Лук. 3:1; Иоан. 19:12); Калигулы — 37-41 гг.; Клавдия — 41-54 гг. (Деян. 11:28) и Нерона — 54-68 гг. (Деян. 25:8 и дал.; Фил. 4:22).
Римские кесари назывались греками также «себастос» (Деян. 25:21,25), т.е. достопочтенный (лат. Augustus ). То же название «себасте» или «августа» имел тот полк, в котором Юлий был сотником (Деян. 27:1) — «Августов полк». Вероятно, это был полк предоставленный прокуратору Фесту, может быть, так называемая, императорская гвардия, или охранный императорский полк.
Кесиль (евр.) — великолепное созвездие, которое теперь называется Орионом и находится в южной части небесного свода; оно известно арабам под именем «Великан»; о нем говорится в Иов. 9:9; 38:31; Ам. 5:8. Фантазия востока видит в этом созвездии Нимрода, сильного зверолова пред Господом (Быт. 10:9), который привязан к небесному своду за свое нечестие; может быть на это намекается в Иов. 38:33. В Ис. 13:10. где слово Касиль стоит во множественном числе (евр. текст), наверное, подразумеваются большие созвездия вообще.
Кесуллоф — Кесулот.
Кесуллоф (И. Нав. 19:18) или Кислоф-Фавор (И. Нав. 19:12), город на границе уделов колен Иссахарова и Завулонова, называемый также Фавором (И. Нав. 19:22). Теперь это деревня Искал на горе между Назаретом и Фавором.
Киброт-Гаттаава (Чис. 11:34), т.е. гробы прихоти или пресыщения, одна из стоянок Израильтян в трех днях пути от горы Синая (10:33) недалеко от моря (11:22,31). Это название напоминает о факте алчности народа, поедавшего в чрезмерном количестве перепелов, падавших по повелению Божию в стане израильтян. Там же были погребены умершие от объедения. По Чис. 11:3, это место незадолго до описанного факта было названо Тавера, т.е. сожжение, потому что Господь вследствие ропота народа истребил огнем окраинные шатры их. В Втор. 9:22 эти места различаются между собою; вероятно, это надо понимать так: весь лагерь назывался Киброт-Гаттаава, а та часть, которая была сожжена, называлась Тавера.
Киликия, юго-восточная область в Малой Азии, отделенная высокими горами Тавр от Каппадокии и Ликаонии на севере и горою Аманос от Сирии на востоке. На западе она граничит с Памфилией, а на юге омывается Средиземным морем. Между высокими горами тянутся роскошные долины с субтропическим климатом. Население, сирийско-семитской расы, со времен Александра Великого смешалось с греческими колонистами. Раньше страна была под властью различных государств: ассирийского, халдейского, персидского; наконец, в 64 г. по Р.Хр. сделалось римской провинцией. Столицей этой страны и местопребыванием императорского наместника был блестящий город Таре, родина Павла (Деян. 9:11; 21:39). Киликийские иудеи имели свою собственную синагогу в Иерусалиме (Деян. 6:9). Коренные обитатели страны, которые были вытеснены греками и евреями, пользовались дурной славой. По ходячей пословице, самые плохие «К» были: киликийцы, каппадокийцы и критяне. Из Антиохии христианство скоро распространилось в Киликию (Деян. 15:23). Павел посещал ее несколько раз (Деян. 9:30; 15:41; Гал. 1:21). На пути из Кесарии в Рим он проезжал мимо своего родного берега (Деян. 27:5).
Кимвал. См. «Музыка».
Кимгам, человек, который по предложению старого Верзеллия последовал за Давидом из Галаада во дворец (2 Цар. 19:37 и дал.). Предполагают, что он был сыном Верзеллия. Срав. 3Цар. 2:7.
Киннероф. См. «Хиннероф».
Кипарис (Песни Песней 1:16), евр. брош — красивое хвойное дерево с прочной благоухающей древесиной желто-красноватого цвета. Он упоминается вместе с кедром, как одно из украшений Ливана (Ис. 14:8; 37:24; 60:13). Кипарис употреблялся для роскошных построек (3Цар. 5:8), для кораблестроения (Иез. 27:5). для музыкальных инструментов (2 Цар. 6:5) и для копьев (Наум. 2:3).
Кипр — евр. Кафрисин.
Кипр, остров в северо-восточной части Средиземного моря, около Сирии и Киликии, прославившийся своим хорошим климатом и фруктами. Может быть, это тот остров Киттим, который давно уже был известен евреям (Быт. 10:4-5; Ис. 23:1, 12). (См. «Киттим»). Кипр в 333 г. до Р.Хр. подпал под власть Александра Великого и в 58 г. до Р.Хр. сделался римской провинцией. Кипряне были известны своей изнеженностью и сладострастием. Их главным божеством была Венера, называемая Киприс, которой они поклонялись и построили известный храм в Пафосе. Остров славился своим вином, медом, елеем, пшеницей, драгоценными камнями и разными металлами, между прочем, медью (которая от этого острова и получила свое название aes cyprium), а также материалами для постройки судов (Иез. 27:6). На Кипре жило много евреев. Евангелие стало им известно довольно рано (Деян. 11:19). Мужи из Кипра и Киринеи первыми благовествовали грекам в Антиохии (Деян. 11:20). Уроженцы Кипра были Варнава и Мнасон (Деян. 4: 36; 21:16). Павел и Варнава проповедовали здесь Евангелие (Деян. 13:4 и дал.). Впоследствии Варнава и Марк посетили Кипр (Деян. 15:39).
Кир. 1) Персидский царь, который в 536 году до Р.Хр. разрешил израильтянам возвратиться в Палестину (2 Пар. 36: 22 и дал.; Езд. 1:1 и дал.), возвратил священные сосуды Иерусалимского храма (Езд. 1:7; 6-5) и сам сделал большие пожертвования для восстановления храма (Езд. 6:8 и дал.). По 2 Пар. 36:23 он потому издал приказ построить храм, что «Бог небесный повелел царю построить Ему дом в Иерусалиме». Иосиф Флавий говорит, что Кир получил это откровение, читая книгу пророка Исайи, который написал пророчество об этом за 210 лет до события; см. Ис. 44:28, где Господь говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ср. Ис. 45:1 и дал.; Дан. 6:28; 10:1). Кир умер в 529 году до Р.Хр.
О юности и кончине этого знаменитого царя рассказы древних неясны и противоречивы. Вообще же сходятся в том, что он был сыном персидского царя Камбиза, находившегося под властью мидян. Ему удалось поднять персидский народ против мидян и он не только сделался властелином всего их обширного царства, но также покорил халдейское или вавилонское царство. Самым известным из его военных подвигов было покорение города Вавилона в 538 году до Р.Хр. Кир поэтому называется Вавилонским царем (Езд. 5:13).
2) См. «Каир».
Кириаф (Кирьят). 1) Город в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:28).
2) Город в южной части колена Иудина (И. Нав. 15:25); может быть, теперешний Кариетен к югу от Хеврона.
Кириафаим (Кирьятаим), город левитов в колене Неффалимовом (1 Пар. 6:76); назван Карфаном у И. Нав. 21:32.
Кириафиарим. См. «Кириаф-Иарим».
Кириаф-Иарим — Кирьят-Яарим.
Кириаф-Иарим, гаваонитский город, пограничный с коленом Вениаминовым, предназначенный колену Иудину (И. Нав. 18:14 и дал.). В 1 Пар. 13:6 он назван Кириафиарим, а во 2 Цар. 6:2 — Ваал-Иудин. Здесь в доме Аминадава находился в течение нескольких лет ковчег завета (1 Цар. 7:1-2; 2 Цар. 6:2; 1 Пар. 13:5 и дал.). Месторасположение этого города указывают в теперешнем селении Кириаф-ЭльЕнаб или Абу-Гош, около 10 км к северо-западу от Иерусалима.
Кириаф-Санна. См. «Давид».
Кириаф-Сефер. См. «Давид».
Кириаф-Хуцоф — Кирьят-Хуцот.
Кириаф-Хуцоф, т.е. уличный город, — город в Моаве, где Валак и Валаам приносили жертвы (Чис. 22:39).
Киринея, столица области Киринеи в северной Африке, западнее Египта (теперешняя Барка); за исключением Карфагена, самый красивый город в северной Африке. В начале она была греческой колонией, основанной в 631 г. до Р.Хр. Большой процент жителей города составляли евреи. Киринейские евреи имели собственную синагогу в Иерусалиме (Деян, 2:10; 6:9). Одним из киринейских евреев был тот Симон, который нес крест Иисуса (Мат. 27-32). Некоторые из них стали христианами и благовествовали затем вместе с братьями из Кипра грекам в Антиохии (Деян. 11:20; 13:1).
Кирпич - евр. левана.
Кирпич. В таких странах, как нижний Египет и Вавилон, где почва состояла из глубокого слоя наносной земли и отсутствовал камень, — кирпич был самым подходящим материалом для построек (Быт. 11:13; Исх. 1:14). Глину разминали ногами (Наум. 3:14) и смешивали с соломой (Исх. 5:7 и дал.). В жарких странах, где дождь является редкостью, кирпич достаточно было сушить на солнце, как это делается там и теперь. Однако же еще при построении Вавилонской башни мы читаем об обожженных кирпичах (Быт 11:3). Обжигательные печи для кирпичей встречаются в некоторых местах (2 Цар. 12:31; Иер 43:9 (евр.); Наум. 3:14). В гористой Палестине камень имел преимущество (Ис. 9:10; срав. Мат. 7:25).
Кирпичи (черепки), на которых народ сжигал фимиам (Ис. 65:3), вероятно, представляли маленькие жертвенники из кирпича или просто сложенные кирпичи на кровлях, где под открытым небом приносили жертвы идолам (Иер. 19:13; 32:29; Соф. 1:5; 4 Цар. 23:12). Возможно также, что это были особые кирпичи, с написанными на них изречениями, подобные тем, которые находят в развалинах Вавилона. Глиняными табличками также пользовались, как материалом для писания: Иезекииль начертал на кирпиче «город Иерусалим» (Иез. 4: 1). В Вавилоне и Ниневии найдены целые библиотеки из таких табличек. Живописные картины производства кирпича в древнее время нашли на надгробном рисунке, близ г. Фив в Египте. Этот рисунок дает удивительно яркую иллюстрацию к рассказу Библии о египетском рабстве, когда сыны Израиля должны были тяжко трудиться, изготовляя кирпичи (Исх. 1:14). На этом рисунке, который считается относящимся style='text-transform:uppercase'> ко времени фараона, притеснявшего Израиля, изображены несколько чужеземных бородатых рабов, занятых изготовлением кирпича. Одни месят глину, другие несут ее на плечах, третьи формируют кирпичи, четвертые складывают их рядами для просушки и т.д. Надсмотрщики с жезлами в руках наблюдают за работой. Надпись к этому надгробному рисунку гласит, что эти пленные рабы взяты царем Тотмесом для того, чтобы строить храм Аммону, его отцу.
Кирхарес. См. «Кир-Моав».
Кир-Моав сильно укрепленный пункт у моавитян (Ис. 15:1); он назван Кирхарешетом и Кирхаресом у Ис. 16:7, 11 и Иер. 48:31 и Кир-Харешетом в 4 Цар. 3:25. Одно время он был почти разрушен израильским царем Иорамом (4 Цар. 3:25). Это селение существует до сих пор под именем Керак и имеет 7-8 тысяч жителей. Местоположение его к юго-востоку от Мертвого моря. За обладание им» велось много воин; во времена крестоносцев его считали ключом к южной части Иорданской страны.
Кир-Харешет. См. «Кир-Моав».
Кис — Киш.
1) Сын Авиила, вениамитянин, отец Саула (1 Цар. 9:1 и дал.). По 1 Цар. 14:50 и дал., он был братом Нира (или Нера), ибо «Кис, отец Саула, и Нир (или Hep), отец Авенира, были сыновья Авиила». В 1 Пар. 8:33 и 9:39 сказано, что «Hep родил Киса, и Кис родил Саула»; из этого следует, что Авиила, отца Киса, называли также Нером. Таким образом, именем Hep назывались как дедушка, так и дядя Саула.
2) Сын Иеила из колена Вениаминова, дядя Киса 1. (1 Пар. 9:36).
3) Прадед Мардохея из колена Вениаминова (Есф, 2:5); быть может, тот же, что Кис 1.
4) Левит из рода Мерарина, сын Махиля; его сыновья женились на дочерях его брата (1 Пар. 23-21 и дал.) Срав. 24:28 и дал.
Кислев, декабрь. См. «Месяцы».
Кислов-Фавора. См. «Кесуллов».
Киссон (евр. Кишон), (Псалтирь 82: 10), поток, протекающий через Изреельскую равнину и впадающий в Средиземное море несколько севернее Кармила. Летом он почти пересыхает; в период сильных дождей уровень воды в нем настолько поднимается, что даже войско Сисары потонуло в его водах (Суд. 4:13; 5:21). То же самое случилось и с турками после битвы при Фаворе в апреле месяце 1799 года При Киссоне Илия умертвил жрецов Ваала (3Цар. 18:40).
Кисточки (евр. цицот). См. «Хранилище».
Кит. См. «Левиафан», «Рыба»
Киттим, народ происшедший от одного из сыновей Иавана (Быт. 10:4). Собственно, это название обозначает остров Кипр, где находилась финикийская колония Ситиум, а также вообще острова и прибрежные страны Средиземного моря (Чис. 24.24; Ис. 23:1, 12; Иер. 2.10; Дан. 11:30; Иез. 27:6).
Кифа. См. «Петр»,
Киший или Кушайя, отец певца Ефаиа или Идифуна (1 Пар. 6:44; 13:17).
Кишион город левитов (И Нав 19:20; 21.28): в 1 Пар. 6:72 назван Кедес.
Клавда небольшой островок к юго-западу от Крита, на который было гонимо ветром судно с ап. Павлом по пути его в Рим (Деян. 27:16). Теперь он называется Гоццо или Гаудагула.
Клавдий четвертый римский император (41-54 г. по Р.Хр.). Имея слабый характер, он под влиянием женщин и любимцев стал делать низости и был отравлен Агриппиной, четвертой своей женой. Со времен его царствования совпал голод, предсказанный Агавом (Деян. 11.28). На девятом году своего царствования он выселил всех евреев из Рима (Деян. 18.2) под предлогом их неспокойной жизни.
Этот приказ был отменен без огласки. Срав. Деян. 28:17; Рим. 16:3 и дал.
Клавдий Лисий — тысяченачальник римского отряда, который на время праздника был помещен в крепости Антония, близ храма. Он со своим отрядом явился на помощь к ап. Павлу во время нападения на него евреев, позволил ему говорить к народу и послал его в Кесарию под усиленной охраной, вместе с письмом к Феликсу, благоприятного для Павла содержания (Деян. 21:31; 22:24; 23:26).
Клавдия, христианка в Риме, которая через Павла приветствует Тимофея (2 Тим. 4:21). Срав. «Пуд».
Клеопа. 1) Один из двух учеников, которые шли в Эммаус (Лук. 24:18). 2) См. «Алфей и Мария».
Климент (Фил. 4:3) — сотрудник Павла в Филиппах. Полагают, что это известный впоследствии Климент, епископ Римский, который около 96 года написал чтимое древними послание к коринфянам.
Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы.
«Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры.
Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.