Мааха. 1) Сын наложницы Нахора Реумы (Быт. 22:24).

2) Одна из жен Давида, мать Авессалома (2Цар. 3:3).

3) Одна из наложниц Ровоама, которую он любил более всех других наложниц и жен; она была матерью Авия (2 Пар. 11:20 и дал.). Вероятно, Мааха была дочь или, скорее, внучка Авессалома, дочь которого Фамарь (2 Цар. 14:27) в замужестве с Уриилом стала матерью Маахи или Михаии (2 Пар. 13:2; 3 Цар. 15:2). Она предалась идолослужению, за что внук ее, царь Аса лишил ее царского достоинства (2 Пар 15:16).

4) Сирийская область на северной границе Ханаана, которая только частью была покорена израильтянами (Втор. 3:14; И. Нав. 12:5; 13:13); царь Маахи соединился с аммонитянами против Давида, но был разбит (2 Цар. 10:6 и дал.).

Мааф, один из предков Иисуса (Лук. 3:26).

Магдала то же, что по-гречески Магадан (Мат. 15:39), а в Ветхом Завете Мигдал-Ель (И. Нав. 19:38) — место в колене Неффалимовом на западном берегу Галилейского моря, в 11/4 часа путешествия на север от Тивериады. Магдала родина Марии Магдалины (Лук. 8:2); теперь это деревня Медждель с древними развалинами.

Магог. См. «Гог».

Магер-шелал-хаш-без, т.е. «вот спешит грабеж» (Ис. 8:1,3), имя, которое Исайя должен был дать одному из своих трех сыновей, в знак того, что ассирийский царь скоро нападет на 10 колен израильских и Сирию, и таким образом, освободит колено Иудино от его неприятелей Факея и Рецина. Сам пророк и его дети должны были быть знаменем для израильтян. О «пророчице» (Ис. 8:3), см. «пророки».

Магор-Миссавив. См. «Пасхар 1».

Мадиан. См. «Мадианитяне».

Мадианитяне, потомки Мадиана, четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2) — арабское племя, родиной которого была, вероятно, страна к востоку от Акабского залива Чермного (Красного) моря, где арабские географы отмечают местоположение городов Мадиана. Мадианитяне распространялись дальше к северу до земли Моава и к западу по Синайскому полуострову (Исх. 3:1; 18:1). Они называются иногда измаильтянами — общим названием северных племен (Быт. 37:25,28,36; Суд. 8:24), несмотря на то, что они резко отличались от них. Из этих и других мест видно, что они были могущественным кочевым народом, богатым скотом, верблюдами и различными драгоценностями (Срав. Ис. 60:6; Суд. 7:12). Вместе с моавитянами, они строили хитрые планы, чтобы ввести израильтян в блуд и идолослужение (Чис. 22:4,7; 25:1,6). За это Господь не велел жить с ними в мире (25:17 и дал.; 31). Во времена судей они были ужасным бичем Божиим для израильского народа, т.к. приходили со своим скотом и верблюдами и налетали, подобно тучам саранчи, на зреющие жатвы и спокойные жилища израильтян; люди искали спасения от них в пещерах и расщелинах гор. В это тяжкое время Гедеон явился освободителем (Суд. 6; 7); долгое время у израильтян оставалось воспоминание «о днях Мадиана» (Ис. 9:4), как о временах великого бедствия и великой помощи Божией (Срав. Суд. 9:17; Ис. 10:26; Пс. 82:10, 12).

В местности на восток от Акабского залива найдены замечательные следы древней культуры мадианитян, особенно их шахты для добывания серебра и золота. Нашли остатки человеческих жилищ, плавильни, целые холмы шлака, могилы и катакомбы. В горах и теперь еще находят золотые и серебряные жилы. Все это является подтверждением библейских рассказов (Чис. 31:50; Суд. 8:21,24; Ис. 60:5 и дал.).

Мадий — Мадай.

Мадий, третий сын Иафета, праотец Мадианитян (быт. 10:2); он встречается в кн. Ис. 21:2 под названием «Мид».

Мадмена. 1) Место в моавитской земле (Иер. 48:2).

2) Место близ Иерусалима (Ис. 10: 31).

Маинан, один из предков Иисуса (Лук. 3:31).

Македония — дикая гористая страна с плодоносными приморскими областями; она расположена на север от Греции, между Фессалией на юге и Мэзией и Фракией на севере; в древние времена была населена различными и многочисленными племенами, которые Филиппу удалось соединить в одно целое. Благодаря его сыну, Александру Великому, Македония стала мировой державой. Александр основал огромное Греко-Македонское царство от Адриатического моря до Индии (334 г до Р.Хр.) Предполагают, что у пророка Даниила заключаются пророчества относительно этого всемирного царства, которое распространило греческую культуру по всей восточной Азии и проложило дорогу для распространения Евангелия (Дан. 2:33,40 и дал.; 7:7, 19 и дал.; 8:5 и дал.; 11:2 и дал.). После смерти Александра (323 г. до Р.Хр.) Македония очень быстро пришла в упадок и вместе с Грецией (148 г. до Р.Хр.) сделалась римской провинцией. В 27 г. до Р.Хр. она разделилась на две провинции: Македонию и Ахаю (бывшая Греция — Деян. 19:21; Рим. 15:26). Главными городами страны были Амфиполис и Фессалоники. Вместе с ними в Новом Завете упоминаются Филиппы, Верия и Неаполь. Македония принадлежала римлянам лет 600, а затем подпала под власть Турции. Македония была той частью Европы, которая первая приняла Евангелие. Когда Павел во время второго миссионерского путешествия был в Троаде, он видел в видении мужа македонянина, который просил его: «Прийди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9). Павел поехал туда и проповедовал Евангелие в Филиппах, где Лидия и тюремный сторож уверовали в Господа; затем он благовествовал в Фессалониках и Верии (Деян. 17:1,10). Впоследствии он посещал вновь образовавшиеся общины (Деян. 20:1), которые доставляли ему много радости своею любовью и пожертвованиями (2 Кор. 8: 1; 9; 11:9; Фил. 4:15). Еще об одном посещении упоминается по-видимому в 1 Тим. 1:3; Фил. 2:24. Сила и Тимофей также работали в Македонских общинах (Деян. 17:14; 1Е:5).

Макед, ханаанский царский город, где 5 амморейских царей, соединившихся против Иисуса Навина, были взяты в плен в пещере, где они спрятались, и были затем убиты. Город был расположен в соседстве с Азеком и Лахисом, к юго-западу от Иерусалима. Покоренный город был передан колену Иудину (И. Нав. 10-10 и дал.; 12:16; 15:41).

Маккавеи. См. «Иудеи».

Малахия, евр. «Мой посланник» — автор последней книги В. Завета (Мал. 1:1), был современником Иеремии, однако позднее Аггея и Захарии, потому что он говорит о законченной постройке храма и восстановлении богослужения (Мал. 1:10; 3:1), следовательно, около 416 г. до Р.Хр.

Малеленл, сын Каинана, отец Иареда, пятый из патриархов, жил 895 лет (Быт. 5:12 и дал.; Лук. 3:37).

Малхом. См. «Мелех».

Малх (Иоан. 18:10) слуга первосвященника, которому Иисус в Гефсимании исцелил ухо, отсеченное Петром (Мат. 26:51; Map. 14:47; Лук. 22:50 и дал.).

Мальта. См. «Милет».

Маммон, арамейское слово, обозначающее «богатство» (Мат. 6:24); оно называется неправедным богатством (Лук. 16:9), так как обычно приобретается и употребляется грешным образом. Иисус побуждает нас приобретать себе друзей богатством неправедным, дабы, когда обнищаем, они приняли нас в вечные обители.

Мамре. 1) Аморреянин в Хевроне, брат Анера и Эшкола — друг Авраама (Быт. 14:13,24).

2) Мамре также называлась дубрава, по имени этого аморреянина; она находилась близ Хеврона, где поселился Авраам, и где жили также Исаак и Иаков (Быт. 13:18; 18:1; 35:27). Изредка сам Хеврон называется Мамре (Быт. 23:19). В 1/2 часа пути к северо-западу от Хеврона стоит старый дуб, самый большой из всех виденных Робинсоном в Палестине, который местное население называет «дубом Авраама».

Манаил, один из учителей Антиохийской церкви, совоспитанник четвертовласника Ирода Антипы (Деян. 13:1).

Манассня - Менаше.

1) Старший сын Иосифа, брат Ефрема, вместе с последним усыновлен Иаковом и сделан наследником вместо Иосифа (Быт. 41:51; 46:20; 48:1). Манассия, хотя и старший из братьев, все-таки получил меньшее благословение. Старый Израиль по собственной воле переместил руки так, что правая рука легла на голову Ефрема, а не Манассии, вопреки обычаю и желанию Иосифа (Быт. 48:13, 19).

2) Нечестивый сын набожного Езекии, наследник Иудейского престола, начал царствовать в 12 лет и царствовал в течение 55 лет (около 699-643 гг. до Р.Хр., по иному исчислению 686-641 гг.). По этому последнему исчислению царствование продолжалось только 45 лет, но трудно, согласуясь с другими современными событиями, установить точный срок. В своем бесстыдном идолопоклонстве он пошел дальше всех других царей иудейских: поставил жертвенник Ваалу и Астарте в самом храме; провел своего сына через огонь; гадал и ворожил; завел вызывателей мертвецов и волшебников и довел народ до того, что он стал поступать хуже тех народов, которых Господь истребил перед Израилем, наполнил Иерусалим невинной кровью (4Цар. 21:1 и дал.; 2 Пар. 33:1 и дал.). Вторая книга Паралипоменон рассказывает далее, что, в наказание за все это, Господь привел на него военачальников царя ассирийского, которые заковали его в кандалы, сковали его цепями и отвели в Вавилон. В тесноте своей он стал умолять Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих; и Бог приклонился к нему и услышал моление его и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь — есть Бог. После этого он обстраивал и укреплял Иерусалим, низверг идолов и выбросил их из города, восстановил жертвенник Господень и служение истинному Богу. Народ еще приносил жертвы на высотах, но только Господу Богу своему (2 Пар. 33: 11 и дал.). Манассия умер и погребли его в саду при доме его, в саду Уззы, и нет его в царских гробницах (4 Цар. 21:18; 2 Пар. 33:20). Истуканы все-таки не были совсем уничтожены, потому что Амон, сын его, нашел их и приносил им жертвы и служил им (2 Пар. 33:22). Срав. 4 Цар. 23:12, где сказано, что набожному Иосии вторично пришлось убрать их и совершенно истребить.

Критика сомневалась в точности повествования книги Паралипоменон о плене царя Манассии в Вавилоне и о последующем его восстановлении, но это событие получило неожиданное подтверждение в ассирийских клинописях. В них прочли собственный рассказ ассирийского царя Ассаргаддона о том, что между другими царями на западе, т.е. в Сирии и Филистимской земле, которые должны были признавать его верховную власть, находился также один по имени «Манасси cap Иахуды», т.е. Манассия, царь Иудейский (Шрадер к 4 Цар. 21:1).

Мандрагоровые яблоки — евр. дудаим. Мандрагоровые яблоки или яблоки любви, — плод одного растения из семейства пасленовых «Атропа Мандрагора» с маленькими белыми или розовыми цветами, длинными корнями, похожими на редьку, и с небольшими желтоватыми яблоками; своим запахом это растение может одурманить человека. Суеверие сообщило этому растению чудесные свойства: поэтому из него приготовляли питье, которое будто бы возбуждало любовь и давало чадородие. Признают, что в Быт. 30:14 и дал. и Песн. П. 7:14 говорится о мандрагоровых яблоках, которые по-еврейски названы дудаим (дуд — любовь).

Манна, евр. ман ху, то-есть, что это? (Исх. 16:15,31) — название, данное израильтянами тому небесному хлебу (Неем. 9:15,20), которым Бог кормил их во время 40-летнего странствования по пустыне. Это были маленькие круглые зерна, подобные кориандровому семени, видом как бдолах, как роса, которая падала и лежала каждое утро около стана; ее должно было собирать рано, пока она не растаяла от солнца. Манна не падала в день субботний; потому в пятницу ее нужно было собирать в двойном количестве. Из нее или пекли хлебы или просто ее варили. Ее вкус напоминал печенье с маслом и медом; долго она не сохранялась (Исх. 16:14 и дал.; Чис. 11:7 и дал.; Втор. 29:6. Срав. Пс. 77:23 и дал ). Каждому следовало собирать «по гомеру на человека» (Исх. 16:16 и дал.; 2 Кор. 8:15). По Исх. 16:35 и И. Нав. 5:12 манна перестала падать только тогда, когда израильтяне вошли в Ханаан; все-таки из Втор. 2:6,28 и И. Нав. 1:11 видно, что израильтяне и раньше, во время прохождения через области Едома и Моава покупали себе пищу у жителей этих стран.

На Синайском полуострове растет кустарник Тамарикс маннифера, арабск. Эль Тарфа, который на местах уколов, сделанных маленьким насекомым (Coccus mannibarus — коккус маннипарус), выпускает красновато-желтый сок, который вытекает особенно обильно в июне и вкусом напоминает мед. Арабы назвали его манной. Некоторые сравнивали этот сок с упоминаемой в Библии манной, хотя его невозможно ни молоть, ни печь, ни даже варить, что делали с библейской манной.

В воспоминание питания манной в пустыне впоследствии сохранили гомер манны в святилище в сосуде (Исх. 16:32 и дал.), который в Евр. 9:4 назван золотым сосудом. Манна являлась прекрасным прообразом небесного хлеба (Иоан. б), Иисуса Христа, Который дает побеждающим сокровенную манну (Отк. 2:17).

Маней, отец Самсона (Суд. 13:2).

Маон, город в гористой части Иудеи (И. Нав. 15:55), где жил богатый Навал (1 Цар. 25:2). Недалеко отсюда в пустыне Давид спрятался от Саула f (1 Цар. 23:24 и дал.). Село Майн существует и теперь там, где оно находилось по рассказу Библии: к югу от Кармила, в 12,5 км к юго-востоку от Хеврона.

Мара. См. «Неоминь».

Маранафа, т.е. «Господь грядет» (1 Кор. 16:22).

Мардохей, сын Иаира, из колена Вениаминова (Есф. 2:5), прадед которого Кис был переселен в Вавилон вместе с Иехонинею. Мардохей удочерил неимевшую отца Есфирь и достиг высокого положения при дворе персидского царя Артаксеркса, будучи чудесным образом спасен от гибели. Посредством его Бог спас Свой народ, в память чего был установлен праздник избавления (Пурим). (Есф. 8.10).

Мареша, город в низменной части Иудеи (И. Нав 15:44; Мих. 1:15), укрепленный Ровоамом (2 Пар. 11:8). В его окрестности Аса поразил Зарая ефиоплянина (2 Пар. 14:9 и дал.); развалины к югу от Виф-Дибрина носят и теперь название Мераш. Срав. «Моресеф-Гаф».

Мариамь, сестра Моисея и Аарона (Чис. 26.59), вероятно та самая, которая наблюдала за младенцем Моисеем в корзинке и предложила дочери фараона взять его мать кормилицею (Исх. 2: 4 и дал.; Мих. 6:4). Под ее водительством, после гибели фараона с войском в Черном море, женщины воспели хвалебную песнь (Исх. 15:20 и дал.). Ее ропот на Моисея за то, что он женился на ефиоплянке, был наказан проказою (Чис. 12; Втор. 24:9), но по молитве братьев она исцелилась. В конце странствования по пустыне она умерла в Кадесе, где и была погребена (Чис 20:1).

Мария, евр. Мирьям. 1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мат. 1 18; Лук. 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лук. 1:26 и дал), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39 и дал.) и прославила там Бога. (46 и дал.). Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мат. 1:24 и дал.; 2:1; Лук. 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мат. 2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (2:23). После этих сообщений в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лук. 2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3 и дал ); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мат. 12: 46 и дал ; Map 3.21 и дал.; Лук. 8:19 и дал ); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Иоан. 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян. 1:14).

Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав «Братья Иисуса» Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус, ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 27 и дал). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лук. 1:38).

2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян. 12:12, 16).

Из Кол. 4:10 некоторые заключают, что эта Мария была сестрой Варнавы, а из Деян. 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян. 4:36 и дал.).

3) Мария, жена Клеопы. У Иоан. 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Мат., состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мат. 27:56), и у Марка — Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Map. 15:40). Из этого вытекает, что Мария Клеопова и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса.

Эту Марию видим в первый раз при распятии, затем видим ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лук. 24:10,23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мат. 13: 35 и дал. братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Иоан. 19-25 возможны 4 лица, а именно: 1) Мать Иисуса, 2) Сестра Матери Его, 3) Мария Клеопова и 4) Мария Магдалина.

4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, Мария избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лук. 10:38 и дал.). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; Мария же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Иоан. 11:20,28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Иоан. 12:1 и дал ). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лук. 7:36 и дал., где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром.

5) Мария Магдалина, т.е. Мария из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лук. 8-2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мат. 27.56,61; 28:1; Map. 15:40,47; 16:1; Лук. 24:10; Иоан. 19 25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна

Ему (Лук. 8:2 и дал.). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Иоан 20:1 и дал ; Map. 16:9 и дал.).

6) Мария (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:6).

Марк или Иоанн Марк — сын той Марии, в доме которой апостолы собирались после мученической смерти Иакова старшего (Деян. 12:12). По мнению некоторых это юноша, о котором говорится у Map 14:51 и дал., что он, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Иисусом. Он был племянником Варнавы (Кол. 4:10), который и взял его к себе в Антиохию. После этого он поехал с Павлом и Варнавою в их первое миссионерское путешествие (Деян. 12-25; 13:5) и сопровождал их до тех пор, пока в Памфилии не отделился от них и возвратился в Иерусалим (13:13). Когда Павел отказался взять его с собою во 2-е путешествие, он сопутствовал Варнаве в Кипр (15:37 и дал.); затем говорится, что он был сотрудником Петра. Из выражения 1 Пет. 5:13: «Марк, сын мой», заключают, что он через Петра обратился к Господу. Впоследствии Павел говорит о нем, как о верном и необходимом сотруднике (Кол. 4:10 и дал.; 2 Тим 4:11; Филим 23 ст.). Предание говорит, что он — автор второго из четырех Евангелий, и что он умер мучеником в Александрии.

Марфа, сестра Лазаря и Марии. Она приняла Иисуса в своем доме в Вифании (Лук. 10:58) и заботилась о большом угощении, для чего и просила Наставника сказать Марии, чтобы та ей помогла. Но Иисус указал ей тогда, что есть главное, о чем нужно заботиться человеку. Несмотря на это, Иоанн свидетельствует, что Иисус любил Марфу так же, как Лазаря и Марию (Иоан. 11:5). После смерти Лазаря, узнав, что идет Иисус, она пошла к Нему навстречу и исповедовала свою веру в воскресение мертвых и в Него, как Мессию (Иоан. 11:24,27), хотя смрад от умершего испугал ее (39). На вечере в Вифании она также прислуживала гостям и не сделала никакого упрека сестре за ее щедрость (Иоан. 12:2 и дал.).

Маслина. См. «Олива».

Масло. 1) Еврейское слово «хема» ( chemah) в большинстве мест считают обозначающим кислое молоко (лебен), освежающий напиток, который и теперь еще предлагают путешественникам на востоке (Быт. 18:8; Суд. 5:25; Иов. 20:17; 29:6). В засушенном виде молоко берется в дорогу и употребляется в пищу растворенным в воде. Оно упоминается, как одно из благословений обетованной земли (Втор. 32:14). Из некоторых мест можно предположить, что евреям было известно приготовление масла. (См. Прит. 30:33; Пс. 54:22). Арабские женщины приготовляют масло следующим образом: козий мех, наполненный молоком, подвешивается на жердь и раскачивается, на подобие качелей. Масло растительное — евр. шемен. 2) Масло растительное, выжатое из маслин, употреблялось для освящения (Быт. 28:18); как освежающая мазь: «Ты умастил елеем голову мою», поет Давид в Пс. 22:5, для горения в лампадах (Исх. 27:20): как лекарство (Исайя 1:6; Map. 6:13; Лук. 10:34); для различных жертвоприношении (Исх. 29:40; Лев. 2:1 и дал.) и, главным образом, в пищу. Соломон послал дровосекам на Ливане 20.000 батов оливкового масла (2 Пар. 2:10); весь запас пищи у вдовы в Сарепте состоял из горсти муки в кадке и небольшого количества масла в кувшине (3Цар. 17:12; и теперь еще большая часть жителей Палестины питается только хлебом и маслом. Поэтому-то так и боялись за маслины или плантации маслин (1 Пар. 27:28).

Самое лучшее масло получали выбиванием из зеленых олив: «елей, выбитый из маслин» (Исх 27:20; 29:40). Менее ценно было масло, выжатое из олив (Втор. 3324; Мих. 6:15; Иоил. 2:24).

Масса (евр. искушение) или Мерива (укорение) — место в Рефидимской долине, где Моисей дал ропщущему народу воду из скалы (Исх, 17:7). Срав. Пс. 80:8; 94:8 и дал.

Массифа. 1) Город в Галааде (Ос. 5:1) — родина судьи Иеффая (Суд. 10: 17; 11:11,29,34). Срав. «Рама».

2) Город в Моаве (1 Цар. 22:3).

3) Долина у подножия Ермона (И. Нав. 11:3,8).

4) См. «Мицфа 2».

Масть (Ис. 39:2; Прит. 27:9; Еккл. 10:1). Приготовление благоухающей масти (мази) являлось особенным искусством. Срав. «Аптекарь».

Особенно прославилась Галаадская масть — см. далее «Помазание».

Матанна (Чис. 21:18), одна из лагерных стоянок израильтян на восток от Мертвого моря

Маттафай (Лук. 3:31) — предок Иисуса.

Маттафий (Лук. 3:26) — предок Иисуса.

Мать — евр. эм.

Мать. Закон ставит мать в ее правах над детьми и относительно следуемого ей почтения всегда рядом с отцом (Исх 20:12; Лев. 19:3; Втор. 27:16; Прит. 10:1; 17:25; Иез 22:7; Мих. 7:6) Мать правящего царя пользовалась особенно большим уважением (Лев 2:19. Срав Прит. 31.1). Поэтому мать часто упоминается при вступлении царя на престол (3 Цар. 15-2, 10, где слово «мать», вероятно, заменяет слово «бабушку»; 4 Цар 21:1 и т.д.) В символическом значении столица называется: «матерью городов в Израиле» (2 Цар 20:19), в противоположность маленьким городам, которые называются «дочерьми» (Чис. 21:25 евр текст). Народ называется матерью своих потомков (Ис 50.1; Иер. 50:12; Иез 23.2) Вышний Иерусалим — мать всех верующих (Гал. 4: 26). Вавилон — мать блудниц и мерзостей земных (Отк 17:5)

Матфания. См Седекия 2»

Матфан, один из предков Иисуса (Мат. 1-15).

Матфат (Лук. 3:24,29) — предок Иисуса.

Матфей встречается в трех списках, как один из 12 апостолов Господа (Map. 3:18; Лук 6:15; в Мат 10:3 назван Матфей мытарь) У Мат. 9:9 и дал. рассказывается, как Иисус призвал его, когда он сидел за сбором пошлин в Капернауме, и как он оставил все и последовал за Иисусом; вскоре после этого, во время пиршества в его доме, многие мытари и грешники возлежали за столом с Иисусом и его учениками, что вызвало ропот фарисеев У Лук. 5 27 и дал. упоминается то же пиршество, устроенное мытарем Левием немедленно после того, как он, оставив свое занятие, пошел за Иисусом. У Map. 2:14 и дал. он называется Левием — сыном Алфея. Из этого заключают, что апостол Матфей и Левий, сын Алфея, — одно и то же лицо, и что Левий было его собственным именем, Матфей же (дар Божий) было его прозвищем, под которым он был всем известен. Некоторые все-таки полагают, что Матфей и Левий были 2 различных лица.

Матфий, один из тех учеников, которые ходили за Иисусом все время, начиная от крещения Иоаннова до вознесения Иисуса. Он избран апостолом вместо Иуды Искариота (Деян. 1:21 и дал )

Махалафа, первая жена Ровоама, дочь Иеримофа, сына Давида и Авихаили, племянницы его (2 Пар 11:18).

Маханаим («двойной стан»), место, где ангелы Божий встретили Иакова, когда он возвращался из Месопотамии (Быт 32 1 и дал ). Оно расположено к северу от Иавока; впоследствии это был город левитов посреди колена Гадова (И. Нав. 13-26; 21:38). Здесь Иевосфей был поставлен царем (2 Цар. 2:8) и сюда прибежал Давид во время восстания Авессалома (2 Цар. 17:24 и 27). Маханаим упоминается в надписи о победе египетского царя Сисаха в Геве под именем «Маханма».

Махир. 1) Старший сын Манассии (И. Нав. 17:1; Быт. 50:23). Его потомство отличилось при покорении Галаада и в войне против Иавина (Чис. 32:39; И. Нав. 17:1; Суд. 5:14).

2) Друг Мемфивосфея, сына Ионафана (2 Цар. 9:4 и дал.; 17:27).

Махлон, сын Ёлимелеха и его жены Ноемини, первый муж Руфи (Руф. 1:2; 4:10).

Махол из рода Зары, колена Иудина, который имел 4-х сыновей, известных своею мудростью, — Ефана Езрахитянина, Емана, Халкола и Дарду (3 Цар. 4:31). Срав. 1 Пар. 2:6, где говорится о 5-ти сыновьях Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара.

Мафусаил, отец Ламеха (Быт. 4:18). Сын Еноха и отец Лемеха, жил дольше всех людей — 969 лет и умер за год до великого потопа (Быт. 5:21 и дал.; Лук. 3:37).

Маш, в 1 Пар. 1:17 Мешех, четвертый из сыновей Арама (Быт. 10:23) — арамейское племя, название которого связали с горою Мазия на горном хребте между Арменией и Месопотамией.

Меа, одна из башен городской стены Иерусалима (Неем. 3:1; 12:39).

Меара, т.е. пещера (и. Нав. 13:4) — место около Сидона; предполагают, что это место замечательных пещер, которые находятся на восток от Сидона.

Меггиддон, Хананейский царский город в колене Иссахаровом, отданный колену Манассину (И. Нав. 12:21; 17: 11; Суд. 1:27). Он расположен в юго-западной части Изреельской равнины, при потоке Киссоне, который в Суд. 5:19 называется «водами Меггиддонскими». То же название получила и равнина «равнина Меггиддо» (2 Пар. 35:22). Город укреплен Соломоном (3 Цар. 9:15); около него произошло несколько сражений, в которых пали Сисара, Охозия и Иосия (Суд. 5:19; 4 Цар. 9:27; 23:29; Зах. 12:11).

По Откровению 16:16 последнее сражение против Антихриста произойдет на Армагеддоне (хар-Мегидда), т.е. горе Мегиддон. Предполагают, что это место находится около развалин Леджун — прежней Римской лагерной стоянке, называемой Легио, к северу от развалин Таанука (Фаанаха). Мегиддон и Фаанах упоминаются вместе в Суд. 1:27; 5:19 и др. местах.

Медан, третий сын Хеттуры, арабское племя (Быт. 25:2).

Медведь — евр. дов. Медведь теперь редок в Палестине и встречается в незначительном количестве на Ливане, но раньше, кажется, их было много. Мы читаем, что они нападали на стада овец (1 Цар. 17: 34), на людей (Ам. 5:19) и растерзывали детей (4 Цар. 2:24). В некоторых местах говорится о свирепости голодных и потерявших своих детей медведиц (Прит. 28:15; 17:12; 2 Цар. 17:8; Ос. 13:8; Срав. Ис. 59:11; Дан. 7:5). Написано, что будет время, когда и медведь будут пастись на одном пастбище с коровой (Ис. 11:7).

Медева, моавитский город, к востоку от Иордана, отданный колену Рувимову; впоследствии моавитяне снова овладели им (Чис. 21:30; И. Нав. 13:9,16; Ис. 15:2). В окрестностях его Давид поразил аммонитян (1 Пар. 19:7 и дал.). Развалены под тем же названием Медева существуют и теперь в 10 км к югу от Есевона.

Мед часто восхваляется вместе с молоком, как богатства Палестины (Лев. 20:24 и дал.). Еврейское слово «дваш» обозначает не только пчелиный мед, но и виноградный мед (вскипяченный виноградный сок), которым еще до сих пор торгуют в Палестине, и арабское название которого «дибс» напоминает еврейское название пчелиного меда. Виноградный мед, вероятно, упоминается в числе подарков Иакова (Быт. 43:11) и между товарами Тира (Иез. 27:17). Некоторые предполагают, что мед, который Ионафан нашел в лесу (1 Цар. 14:25), и дикий мед Иоанна (Мат. 3:4) был сладкий сок, получаемый из кустов и деревьев, как, напр., Tamarix manni - fera на Синайском полуострове. Вероятнее же, что этот мед был, действительно, медом диких пчел.

Медная

подстава (3 Цар. 7:27 и дал.). В Соломоновом храме было сделано 10 медных подстав, или стульев художественной работы (2 Пар. 4:14). Подставы украшались изображениями львов, быков, херувимов и пальм; ножки их были на колесиках. Эти подставы поддерживали умывальницы (3 Цар. 7:38 и дал.; 2 Пар. 4:6), которые предназначались для омовения жертвенного мяса. Стояли они в притворе священников, по пяти с обеих сторон.

Медное

море (1 Пар. 18:8; 4 Цар. 25:13) или просто «море» (3 Цар. 7:44; 2 Пар. 4:6); так называлась большая умывальница, предназначенная для омовений священников, которую Соломон велел отлить вместо старой умывальницы в скинии (3 Цар. 7:23 и дал.; 2 Пар. 4:2 и дал.). Эта умывальница, вмещавшая от 2000 до 3000 батов воды, поддерживалась двенадцатью медными быками. Воду для нее сначала носили гаваонитяне, а затем она наполнялась посредством водопровода из Вифлеема. Ахаз снял ее с быков и поставил на каменный пол (4 Цар. 16:17). Медное море было разбито халдеями, и медь отвезена в Вавилон (4 Цар. 25:13).

Медный жертвенник. См. «Алтарь».

Медный змей — евр. Нехуштан.

Медный змей. Когда израильтяне стали роптать в пустыне на Бога и Моисея, то Господь наказал их, послав на них «ядовитых змеев», которые жалили народ, отчего многие умирали. Когда народ в смертельной нужде обратился к Моисею, тот, получив от Бога повеление, выставил на шесте посреди лагеря изображение змея и смотревшие на него исцелялись от укусов и оставались в живых (Чис. 21:7 и дал.). «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:14 и 15). По 4 Цар. 18:4 этого змея сохраняли, как святыню, и называли его Нехуштан (медный кусок); израильтяне долгое время поклонялись ему, пока благочестивый Езекия не уничтожил его.

Медь — евр. нехошет. Медь была известна и обрабатываема очень рано (Быт. 4:22). Она имела различное применение в скинии и храме (Исх. 38:1 и дал.; Чис. 16:39; 3 Цар. 7:14 и дал.; 2 Пар. 4:1 и дал.); употреблялась также для оков (Суд. 16:21), для вооружения (1 Цар. 17:5, 6,38), для домашней посуды (Лев. б: 28), для музыкальных инструментов (1 Пар. 15:19), для монет (Иез. 16:36, евр. текст Мат. 10:9). Давид сделал большие запасы меди для постройки храма (1 Пар. 22:3). Хирам был хорошим медником (3Цар. 7:14). Из меди были сделаны зеркала, упоминаемые в Исх. 38:8 (евр. текст); из этих зеркал и меди был сделан умывальник вместе с подножьем. Медь находили в Палестинских горах, что мы видим из Втор. 8:9.

Межа. См. «ограда».

Мелеай (Лук. 3:31) — один из предков Иисуса.

Мелит (Деян. 28:1) — теперь Мальта, небольшой скалистый остров в Средиземном море, между Сицилилей и Африкой, известный трехмесячным пребыванием там Павла после кораблекрушения (Деян. 27:26 и дал.). Местоположение и хорошие гавани острова издавна сделали его важным пунктом. Уже финикийцы имели там колонию. Во время Пунических войн остров подпал под власть римлян. «Залив Св. Павла» на северо-западном берегу напоминает о высадке ап. Павла.

Мелхиседек — Мелех а-Цедек.

Мелхиседек, т. е. царь праведности, хананейский царь Салима и также священника Бога Всевышнего. Он вышел навстречу Аврааму, когда тот возвращался после поражения царей северного Ханаана, вынес ему хлеб и вино и благословил его во имя Господа, за что и получил от него десятую часть добычи (Быт. 14:18). Высокоблагословенный Авраам является тут как бы ниже хананейского царя, который здесь неожиданно появляется. Затем в продолжение 1000 лет о нем не говорится ничего, и вдруг в пророчестве 109 псалма Мессия называется «священником вовек по чину Мелхиседека». Проходят еще 1000 лет и послание к Евреям говорит, что Иисус из Назарета уподобляется этому таинственному первосвященнику (Евр. 5:6; 6:20). Эта мысль развивается в 7-ой главе, где говорится, что Мелхиседек во многом является прообразом Христа: своим именем «царь праведности»; названием его города «царь Салима», т.е. царь мира; своим неожиданным появлением в рассказе, где ни чего не упоминается о его отце и матери, рождении и смерти (без родословия); далее, тем, что он, хотя не происходил из священнического рода, все-таки занимал высокую священническую должность, принял от праотца Авраама десятину и дал ему благословение (Срав. Езд. 2:62). Итак, Мелхиседек является прообразом Христа, Который, хотя и произошел из колена Иудина, все-таки был гораздо выше Левия и посредством своего вечного священства заменил левитское священство.

Мелхий, двое из предков Иисуса (Лук. 3:24 и 28).

Мелхола, младшая из дочерей Саула (1 Цар. 14:49), которая полюбила Давида (1 Цар. 18:20). Когда старшая сестра Мерова, обещанная Давиду в жены, отдана была другому, то Давиду обещали Мелхолу, которую он тогда же и купил себе в жены, жизнью двухсот филистимлян (1 Цар. 18: 17 и дал.). Мелхола хитростью спасла жизнь Давида от руки Саула (19:11 и дал.). Саул отдал ее затем за Фалтия (1 Цар. 25:44), от которого Давид взял ее обратно несколько лет спустя (2 Цар. 3:12 и дал.). О пляске Давида перед ковчегом при его перенесении в Иерусалим, она выразилась с презрением (2 Цар. 6:16 и дал.). Она умерла бездетной (ст. 23). Относительно 2 Цар. 21:8 см. «Адриэл».

Мель. В Деян. 27:17 упоминается одна из двух опасных песчаных мелей, находящихся у северного Африканского берега и называемых Большой и Меньший Сирт. В древнее время мореплаватели очень боялись этого места.

Мемфивосфей — Мефившет.

Мемфивосфей. 1) Сын Саула от Рицпы: вместе с 6-ю другими потомками Саула был выдан гаваонитянам для того, чтобы быть повешенным за то кровопролитие, которое Саул совершил раньше над гаваонитянами (2 Цар. 21:8 и дал.).

2) Сын Ионафана, внук Саула, который 5-летним был уронен своей кормилицей и стал калекой на всю жизнь. Давид, достигнув спокойного царствования в своих владениях, разыскал жившего в далеком Лодеваре Мемфивосфея, призвал его есть за одним с ним столом и подарил ему имения Саула под условием, что ими будет управлять Сива, слуга Саула (2 Цар. 9). Когда впоследствии царь убежал от Авессалома, и Сива вышел к нему навстречу с провизией, то Давид спросил его о Мемфивосфее, и Сива намекнул царю, что Мемфивосфей находится в городе в ожидании своего вступления на престол. Тогда царь подарил Сиве все имения Мемфивосфея (2 Цар. 16:1 и дал.). Но когда Давид после падения Авессалома возвратился, то Мемфивосфей сердечно приветствовал его и заявил о своей невинности. Царь, услышал это, приказал им разделить имение, но Мемфивосфей ответил: «пусть он возьмет даже все после того, как господин мой царь с миром возвратился в дом свой» (2 Цар. 19:24 и дал.). Давид спас затем Мемфивосфея от мести гаваонитян (2 Цар. 21:7). Мемфивосфей называется в 1 Пар. 8:34; 9:4 «Мериббаал».

Мемфис. См. «Ноф».

Менаим — Менахем.

Менаим, сын Гадия, 16-й израильский царь. Он убил своего предшественника Селлума и отличался во время своего 10-летнего царствования жестокостями, бесчестными поступками и идолопоклонством (771-761 гг. до Р.Хр.). Когда ассирийский царь Фул пришел в его землю, то он склонил его к дружбе за 1000 талантов серебра (приблизительно 3 миллиона рублей) (4 Цар. 15:14 и дал.). В клинописях он упоминается также под именем Минхимми Самиринай (Менаим из Самарии); там рассказывается, что он платил дань ассирийцам.

Мене, мене, текел, упарсин, т.е. исчислен, исчислен, взвешен, разделен — те слова, которые были написаны огненной рукою на стене в палате Валтасара, и которых не могли прочесть его мудрецы; их прочел Даниил; эти халдейские слова обозначали, что царь был взвешен на весах и найден Господом, Который взвешивает души (Прит. 16:2), слишком легким и что победители разделят его царство (Дан. 5:5 и 25 и дал.).

Мени. См. «Гад».

Меонним дуб (Суд. 9:37), дерево или местность близ Сихема.

Меновщик (Мат. 21:12; Map . 11:15; Иоан. 2:15); по Исх. 30:13 и дал., израильтянин, достигший 20 лет, во время каждого исчисления народа должен был платить за себя священнику выкуп — евр. полусикль, приблизительно 60 коп.; эта же монета была установлена для платежа подати. Для размена денег у храма сидели меновщики (греч. коллибистес, по маленькой монете коллибос, которую они брали, как заработок, на каждый полусикль). Среди народа в обращении были различные иностранные деньги: — сирийские, римские и т.д., которые меновщики и разменивали на полусикли и таким путем наживались. Этих меновщиков, известных своею алчностью и хитростью, Господь выгнал со двора храма. О меновщиках и банкирах в обычном смысле слова говорится у Мат. 25:27 трапезитес; срав. Лук. 19: 23, где слово «оборот», собственно, по-гречески, означает стол, за которым сидели меновщики.

Мера — евр. мида.

Мера. А. — мера длины. Небольшими мерами длины у евреев, как и у других народов, служили палец человека, локоть и т.д. Они были следующие, считая от самых малых:

1) Перст в ширину (евр. «эцба» (Мер. 52:21).

2) Ладонь (евр. тофах) (Исх. 25:25), равна длине 4 перстов (ширину).

3) Пядень или пядь (евр. серет) (Исх. 28:16) — расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1 Цар. 17:4; Иез. 43:13; Ис. 40:12).

4) Локоть (евр. амма) (Быт. 6:16) — расстояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Втор. 3:11), равное 2-м пяденям, или б ладоням, или 24 перстам.

5) Сажень упоминается в Деян. 27:28.

6) Трость (евр. кане) (Иез. 40:5 и дал.; 42:16 и дал.), равнялась 6-ти локтям (Иез. 41:8).

Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древне-египетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) — 80,65 миллиметрам, перст (1) — 20,1625 миллиметров, трость (6) — 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Втор. 3:11; 2 Пар. 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 11/2 фута, отличался египетский — так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иез. 40:5; 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам.

Более неопределенны были меры пути:

1) Шаг (2Цар. 6:13).

2) Расстояние Быт. 35:16; 48:7; 4 Цар. 5:19).

3) Дневной путь (Быт. 30: 36; Лук. 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь.

4) Субботний путь (Деян. 1:12) — длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (Мат. 24:20) относительно субботы. Место в Исх. 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: И. Нав. 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Чис. 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д.

Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры:

5) Стадия — самая большая единица меры длины у греков (Лук. 24:13; Иоан. 6:19; 11:18; Отк. 14:20; 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все-же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 71/2 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям.

6) Поприще (Мат. 5:41) (мили), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра).

Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Чис. 35:4 и дал.; Иез. 40-7; 42:20; 45:2; 48:20; Отк. 21: 16).

Б. Меры жидких тел у евреев были следующие:

1) Лог — (Лев. 14:10), самая малая мера.

2) Гин — (Исх. 29:40; Иез. 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам

3) Бат — самая крупная мера жидких тел (3 Цар. 7:26), равная 6 гинам (Иез. 45:11); она составляла 1/10 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у Лук. 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа.

Меры сыпучих тел были следующие:

1) Каб — (4 Цар. 6:25), самый малый объем.

2) Гомер — или иссарон (Исх. 16:16; Лев. 14:10; Чис. 15:4), равняется 1/10 ефе (Исх. 16:36) или 1/20 каба.

3) Сата — (Быт. 18:6), равнялась 1/3 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4 Цар. 7:1.16 она названа «мера» (греч. сатон) (Мат. 13:33; Лук. 13:21).

4) Ефа — равная бату (Иез. 45: 11), часто встречающаяся мера (Исх. 16:36; Лев. 5:11; 6:20; Суд. 6:19; 1 Цар. 17:17; Иез. 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам.

5) Полхомер (евр. летек) (Ос. 3:2) — половина хомера.

6) X омер — (Исх. 27:16; Чис. 11:32; Ис. 5:10) или кор (3 Цар. 4:22; 5:11; Иез. 45:14); у Лук. 16:7 переведено словом «мера (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иез. 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру».

О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему, с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам.

Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Ис. 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Пс. 79:6), может быть, 1/3 ефы; далее кадка (евр. кад; 3 Цар. 17:12,14,16); ведро (евр. кад; 3Цар. 18:34). У Агг. 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Xиникс (Отк. 6:6) — мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера — (греч. метретес; Иоан. 2: 6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; Map. 7:4) — 1/72 меры; сосуд (греч. модиос; Мат. :15; Map. 4:21; Лук. 11:33) — почти 7 литров.

Мерари, третий сын Левия (Быт 46:11), праотец потомства, которое достигло 6.200 человек одних мужчин (Чис. 3: 34). Во время странствования по пустыне они должны были носить брусья скинии собрания, ее шесты, столбы, подножия и прочее (4:29 и дал.). Для этой цели им были даны четыре повозки и 8 волов (7:8). В земле Ханаанской они получили 12 городов в коленах Рувимовом, Завулоновом и Гадовом (И. Нав. 21:7,34 и дал.).

Меред, израильтянин, который женился на Бифьи, дочери Египетского царя (1 Пар. 4:18).

Мерзость — евр. таава; шикуц. Мерзость (гнусность), обозначает 1) чувство негодования и отвращения, которое поднимается в человеке при виде отвратительного предмета или нечестивого дела (Срав. Иов. 15:16; Пс. 105:40 с Лук. 16:15; Тит. 1:16); также 2) предмет, вызывающий отвращение, так, напр., в Втор. 27:15: «проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом» Таким образом, слово «мерзость» стало обыкновенным названием идолов, служение, которым почти всегда было соединено с противоестественными гнусностями и жестокостями; напр., «Молох», мерзость аммонитская (3 Цар 11:7); «жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства» (Отк. 17:4). Вообще этим словом называется все нечистое по закону, оскверняющие человека, так, напр., запрещенная пища (Втор. 14:3; Ис. 65:4; 66:17), или слишком старое жертвенное мясо (Лев. 7:18).

«Мерзость запустения», о которой пророчествует Даниил (11:31), указывает, по обще принятому мнению, на языческий жертвенник, который сирияне по приказанию жестокого Антиоха поставили (167 г. до Р.Хр.) в Иерусалимском храме на месте жертвенника всесожжения, и на котором приносились жертвы Юпитеру (2 Мак. 6:2). Относительно еще более постыдного запустения по пророчеству Дан. (9: 27; срав. Мат. 24:15) — см. «Рим».

Мерибаал тот же, что и Мемфивосфей.

Мерива (Иез. 47:19; 48:28) — место близ Кадеса, где народ во второй раз, под конец странствования по пустыне получил воду из скалы (Чис. 20:11, 13; Втор. 33:8; Пс. 80:8; 105:32; Чис. 27:14). Эта Мерива не та же, что Мерива в Рефидимской долине. См. «Масса».

Меркурий. См. «Юпитер».

Мерова, старшая дочь Саула (1 Цар. 14: 49), которую он обещал выдать замуж за Давида, но отдал за Адриэла из Мехолы (1 Цар. 18:17,19). Ее 5 сыновей были отданы Гаваонитянам (2 Цар. 21:8). Срав. «Адриэл».

Меродах (Иер. 50:2), — вавилонский идол; на ассирийских памятниках назван Мардук; соответствует Юпитеру у римлян.

Меродах Валадан (Ис. 39:1; 4 Цар. 20: 12). Меродах Валадан, царь Вавилонский, послал письмо и дары Езекии, поздравляя его с восстановлением здоровья. Значение имени узнают из ассирийского выражения «Мардук хабал иддина», т.е. Меродах подарил сына. Клинописи подтверждают, что он царствовал во времена Езекии.

Мероз, город близ Киссона, который проклинается в хвалебной песни Деворы и Барака за то, что он не участвовал в сражении против Иавина (Суд. 5:23).

Мером, теперь Хуле, озеро у подножия Гермона, в которое впадают те потоки, из которых образуется река Иордан; оно имеет, приблизительно, 10 километров в длину и 5 километров в ширину. Своей формой оно напоминает грушу, суживающуюся к югу. Оно не глубоко. Восточные его берега очень плодородны, и уход за всякого рода хлебами не представляет там особого труда. Вблизи этого озера Иисус Навин покорил северных ханаанских царей, которые находились под предводительством Иавина. царя Асорского (И. Нав. 11:5 и дал.). Вид на Мером см. «Гермой».

Мерра (евр. горечь). I ) Одна из стоянок израильтян в трех днях пути от Чермного моря. Это место названо так по имени источника с горькой водой, которую Моисей, по указанию Господа, сделал годною для питья, бросив в нее дерево (Исх. 15:23,25). Думают, что это был горький источник Хавара на восточном берегу Суэцкого залива. 2) См. «Ноеминь».

Мертвецы, мертвые: евр. рефаимы. Некоторые места в Ветхом Завете (Прит. 2:18; 9:18; 21:16; Пс. 87:11) свидетельствуют, что древние верили в жизнь после смерти. Особенно заметь Ис. 26:19.

Мертвое море. См. «Соленое море».

Меса, Моавитский царь, который отказался заплатить израильскому царю Иораму дань: 100.000 овец и 100.000

нестриженных баранов, которую он платил его отцу Ахаву. Иорам, в союзе с Иудеями и жителями Ёдома, напал на него, запер его в его главной крепости Кир-Харешет. Когда Меса, сделав неудачную вылазку, принес своего первородного сына в жертву на городской стене, израильтяне возмутились таким поступком, возвратились домой, и осада кончилась (4 Цар. 3:4 и дал.; Срав. 4 Цар. 1:1).

Это короткое повествование книги Царств о царе Месе было все, что в течение нескольких тысячелетий мир знал о нем. Никаких других документов, в которых рассказывалось бы об этом монархе и его битвах с Израилем, не было известно. В 1870 г. был обнаружен старинный памятник, который и подтвердил перед всем миром точность библейского рассказа. Царь Меса сам поставил этот памятник; на нем он написал свое имя и рассказ о своих сражениях с израильтянами. Он хвастается своими победами и восхваляет своего бога Хамоса, который помог ему похитить святые сосуды Иеговы; делает также перечень множества мест, им покоренных, большинство которых нам знакомо из Библии. Этот памятник, известный под названием «Моавитского камня», был открыт пастором Клейном в 1870 у. по Р.Хр. около Дивона в Моаве. Он представляет обломок черного базальтового камня, около 1,2 м в вышину, на передней стороне которого имеется надпись в 34 строки по 30 букв в каждой. Арабы, заметя, что европейцы хотели разобрать надпись на камне, разбили его.

Все-таки с большим трудом удалось найти от него приблизительно % части. Осколки складывались с помощью снимков на бумаге, сделанных до разрушения камня, и таким путем удалось восстановить большую часть текста. Буквы — древне-еврейские или финикийские, а язык представляет удивительное сходство с еврейским, не только в корнях слов, но также и в оборотах речи. В 1870 г. эта надпись была предметом многих статей и толковании в различных странах и, несмотря на то, что в некоторых местах, где куски камня отсутствовали или текст был неясен — не удалось разобраться в точном смысле текста — все-таки получили достаточное основание утверждать, что этот Моавитский камень, поставленный в десятом веке до Р.Хр. в честь Хамоса, теперь свидетельствует к чести Иеговы о непоколебимой достоверности Библии. Мы приводим здесь перевод этого важного документа:

«Я, Меса, сын Хамоса, царь в Моаве. Отец мой царствовал над Моавом 30 лет и я царствую после отца моего. И я сооружаю эту высоту Хамосу в Кархахе... за то, что он спас меня от всех притеснителей и давал мне видеть (желаемое) всех ненавидящих меня. Царь Израиля... и он притеснял Моава многие дни, ибо Хамос был разгневан на свою страну И сын его заместил его, и он также сказал: я хочу стеснить Моава. В мои дни, сказал (Хамос)... и я хочу следить за ним и его домом и истребляя хочу истребить Израиля навеки. И Омри завладел Медовой и владел ею... и сын его, сорок лет... Хамос... над ним в мои дни. И я построил Ваал-Меон и сделал в нем... и... Кириафаим. И мужи из Гада ... в стране от века (ме олам) и царь израильский укрепил... и я воевал против города и покорил его и убил всех людей в городе для удовлетворения Хамоса, бога Моава. И я унес оттуда... перед Хамосом в Кириафе, и я расположил там мужей из Сарана и мужей из Сахрафа. И Хамос сказал мне: иди покори Нево вопреки Израилю. Тогда я пошел ночью и воевал против него от появления денницы до полудня, и я взял его, поразив всех 7000 (или князей)... ибо Астар-Хамосу было изгнание... и я взял оттуда сосуды Иеговы и освятил их пред лицом Хамоса. И царь израильский укрепил Иахац и занимал его, когда он воевал против меня. И Хамос выгнал его от лица моего. И я взял из Моава 200 человек всех его князей, и напал на Иахац и покорил его для того, чтобы соединить его с Диваном. Я построил Kapxax стену леса и... стену, и я построил его ворота, и я построил его башни, и я построил царский дом, и я сделал кладовые... внутри города. И не было никакой ямы для воды (цистерны) внутри городской стены в Кархахе, и я сказал всему народу: сделайте сами ямы для воды, каждый в своем доме. И я выкопал пруд (или издал запрещение) для Кархаха против Израиля. Я построил Ароер и дорогу через Арнон. Я построил Виф-Бамоф, потому что он был опустошен. Я построил Бецер, ибо... пятьдесят человек из Дивона, ибо весь Дивон был послушным. И я... Бикран, который я присоединил к стране. И я построил... и Виф-Дивлафаим и Виф-Ваал-Меон, и я поставил там... земле. И Хорохаим, где... жил... Хамос сказал мне: иди, сражайся против Хоронаима и... Хамос в мои дни...» Сохранившиеся куски от этого камня находятся в Париже.

Месопотамия (между реками), греческое наименование земли между реками Евфратом и Тигром, которые разграничивают ее с Аравией на западе и Ассирией на востоке. Мидийская стена и каналы Вавилона служили для нее границей с Вавилоном на юге, Масийские горы с Арменией на севере. Жители, происшедшие от Арама, сына Сима, находились в родстве с израильтянами. Ветхозаветное название этой земли — Арам-Нахараим, т.е. Арам двух рек. См. Сирия. Здесь жили Фарра и Аврам (Быт. 11:31; Деян. 7:2); отсюда Исаак получил Ревекку (Быт. 24:10); здесь Иаков служил у Лавана (Быт. главы 28-31); отсюда пришел Валаам (Втор. 23:4); здесь царствовал во времена судей Хузарсафем (Суд. 3:8 и дал.); во времена Давида Месопотамия участвовала в войне против израильтян (1 Пар. 19: 6,16), но после этого она постоянно была в зависимости от покорителей мира: ассирийцев, персов, македонян и римлян, которые один за другим владели ею. Между посещавшими Иерусалим в Пятидесятницу были также люди из Месопотамии (Деян. 2:9).