Павел, избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать».

Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников.

Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря.

О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал.

После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл».

Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17).

В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.).

Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр.

Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений.

Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла.

Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим».

Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе.

Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг.

О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием.

Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил.

В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр.

Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12).

Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.).

Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами).

После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.).

Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола.

В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Палестина. Первоначально это название обозначало только узкое побережье в юго-западной части Ханаана, между Яффой и египетскою границею — Палешет или земля филистимская (Ис.14:29; Иер 25:20); но благодаря тому, что эта страна была расположена при море, на пути между Египтом на юге и Финикией, Сирией и Ассирией на севере, она стала известна западному миру раньше, нежели прочие внутренние части страны. Поэтому греческие и римские писатели дали всей земле, населенной евреями, название, которое вначале обозначало только маленькую западную ее часть. Так, например, Птолемей говорит о Палестине, которая также называется Иудеею. С тех пор израильскую землю стали называть Палестиной.

Эта Ханаанская земля (Быт. 125; Деян. 7:11), в которой патриархи жили, как пришельцы, и которой сыны Израилевы после выхода из Египта овладели, под предводительством Иисуса Навина. Она называлась ими различно, например: «земля евреев» (Быт. 40-15); «земля сынов Израилевых» (И. Нав. 11:22); «земля Израилева» (1 Цар. 13:19; Мат 2-21). Это последнее название после смерти Соломона стало употребляться в более узком смысле, обозначая только северную часть Палестины, именно, царство 10 колен Израилевых (4 Цар. 5: 2; сравни «Израиль»); «Иудея» (Аг. 1:1); «Иудейская земля» (Иер. 39: 10; Неем. 5:14); «Иудея» (Лук. 1: 5, 2-4; Деян 1:8); это последнее название обозначает в более узком смысле только часть Палестины, в противоположность Самарии и Галилее; земля Господня «(Ис. 14 2; Ос. 9:3), «Святая земля» (Зах. 2:12; это название получило особенное значение после того, как Сын Божий жил, страдал, умер и воскрес в этой земле), и «обетованная земля» (Евр. 11: 9), те. земля, которую Бог обещал Аврааму (Быт. 15:18).

Согласно этому обещанию, Израильская земля должна была простираться от реки Египетской до большой реки Евфрат Здесь между Азией, Африкой и Европой, в центре древнего мира, была расположена хорошо защищенная со всех сторон горами, пустынями, реками и морем небольшая страна, которая послужила ареною величайшего исторического события. Ливан и Гермон возвышаются, подобно громаднейшим стенам, на северной границе; Средиземное море служит западной границей, а на юге и востоке Сирийская и Аравийская пустыни являются трудно преодолеваемой преградой. Глубокая

Иорданская долина, более, чем на 330 м ниже уровня моря, делит страну на две половины, из которых западная больше и важнее восточной. В некотором отношении можно даже сказать, что земля на запад от Иордана — и есть собственно земля Израилева, Божия земля Из Чис. 34:6, 12 видно, что границы земли на востоке и западе были великое море и река Иордан Такой обширной, как была указано в обетовании, израильская земля была только в продолжение короткого промежутка времени, а именно, во время царствования Давида и Соломона (3Цар. 8:65), да и то, говоря относительно, ибо филистимляне, финикийцы и иные ханаанские племена с течением времени научились сохранять свою самостоятельность и были для Израиля «колючим терном» (Иез. 28:24) из-за его непослушания. «О если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс. 80:14 и дал.). Обыкновенное определение границ Святой земли таково: на севере и «юге, от Дана до Вирсавии (Суд. 20:1 |и дал), следовательно от истоков Иордана у Гермона на севере, до *Едомской пустыни на юге, или, приблизительно, с 31° 15, северной широты, т е. вся земля простиралась в длину не более, чем на 200 с небольшим км Ширина между Средиземным морем и Иорданом — различна: на ширине Иерусалима она составляет около 80 км, а между Даном и Тиром у северной границы — она едва достигает 40 км. Кроме того, была еще восточная Иорданская земля, или Галаад и Васан — пространство около 150 км в длину, между Герменом и Арноном на юге, на востоке определенной границы не было: там страна сливалась с пустыней. Самым восточным пунктом называют место Салха (Втор 3:10), приблизительно, 361/4 восточной долготы. Итак Святая земля, расположенная между 31° и 33° северной шир. и между 34° и 351/2° восточной долготы, была очень мала в сравнении с могущественными царствами, окружавшими ее, так что и в этом отношении, подтверждаются слова Павла, что Бог избрал незначащее, униженное и немощное, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:27 и дал.). Римлянин Цицерон высказывает в одном месте, что Бог евреев должен быть очень малым Богом, раз Он даровал им такую малую землю [17]

Но Бог, Который избрал этот народ для Своих великих планов спасения, избрал также и подходящую для этого землю. С одной стороны, она была расположена подобно хорошо огороженному и защищенному винограднику, как это описывается в 5 гл. Ис.; ее морские берега были лишены хороших гаваней и по ее единственной судоходной реке невозможно было проехать на парусном судне; с другой стороны, она занимала выгодное центральное положение, которого никакая другая страна не имела, так что, когда благая весть должна была изойти от евреев, то она нигде не нашла бы лучшей исходной точки, чем здесь. Избранный народ жил здесь, как выражается пророк Иезекииль (38:12), на вершине земли», а его столица Иерусалим была поставлена среди народов (Иез. 5:5) для того, чтобы, когда исполнилось время, слово спасения, начиная с Иерусалима могло бы быстро распространиться во все части света, до края земли (Ис. 2:3; Деян. 1:8).

По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами, и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Гермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны; на западе они известны под названием Неффалимовых, Ефремовых гор и нагорной Иорданской страны; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где высоты прерываются обширными равнинами, как, например, Изреельская равнина между коленами Неффалимовым и Ефремовым. Плодоносной была также замечательная Иорданская равнина и приморские равнины: Саронская, к северу от Яффы и Иудейская к югу.

Преобладающей горной породой в Палестине к западу от Иордана является юрский известняк, вместе с доломитом и мелом. В южной части заиорданской страны находим ту же формацию, чередующуюся с базальтом и песчанником; в северной же части преобладает базальт. Вокруг Мертвого моря находятся залежи горной соли и асфальта, а в Иорданской долине — серы. Серовато-белые известняковые горы, которые в течение столетий стоят, лишенные лесов, придают стране унылый вид. Быстро появляющиеся весной и также быстро исчезающие трава и роскошный ковер цветов создают впечатление обманутого ожидания в путнике, привыкшем к сочным лужайкам северных стран, которые придают там летом такую прелесть. В древние времена Палестина была покрыта лесами; также имеются многие доказательства того, что страна отличалась чрезвычайным плодородием. Она описывалась как хорошая и тучная земля (Исх. 3:8: Неем. 9:25).

Климатические условия Палестины, конечно, очень разнообразны. Эта страна характерна климатическими контрастами: от покрытых вечными снегами вершин Гермона на севере до знойной долины Мертвого моря, лежащего на 437 метров ниже уровня океана — на юге. На побережье Средиземного моря, где дуют морские ветры, средняя годовая температура, приблизительно, равна 20° С. (между 35° С и 10° С в гористых местах — немного ниже (около 17° С); в Иорданской же долине и около Мертвого моря мы находим тропический климат; температура этой страны варьирует между 25° С и 55° С. Самый длинный день продолжается 14 часов, а самый короткий — 10 часов. Времен года, собственно говоря, только два: сухое лето, или время собирания жатвы, и зима, или дождливый период, который начинается после сбора плодов с деревьев (Быт. 8:22; Пс. 73: 17; Песн. П. 2:11). Делают различие между ранним дождем во время посева, в октябре, и между поздним — в апреле, благодаря которому дозревают хлеба: «ранний и поздний дождь» (срав. Втор. 11:14; Пс. 83:7; Ос. 6: 3; Иер. 5:24; Иоил. 2:23; Иак. 5:7). В промежутке между ними также время от времени выпадают дожди, иногда с градом, а в гористых местах выпадает и снег (Пс. 147:5). Во время дождливого периода (январь и февраль) иногда бывают дни со свежим и чистым воздухом. После позднего дождя «небо заключается» и начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев (май по сентябрь) томит людей и животных. Дождь и гроза в это время — явление очень редкое, а также и не особенно желательное (Прит. 26:1); Господь, по молитве Самуила, именно в этот период времени послал гром и дождь, что привело весь народ в страх (1 Цар. 12:17 и дал.). Летний зной с удушливыми ветрами пустыни словно хочет превратить всю природу в пыль, и только прохладная ночная роса поддерживает жизнь истомленных растений. (Срав. «роса»). Дождь после летнего зноя служит символом обильного благословения (Втор. 32: 2; Иов. 29:23; Ис. 44:3).

Ветры в Палестине дуют довольно регулярно. С осеннего равноденствия до ноября дует северо-западный ветер, который делает воздух сухим и чистым и приносит с собою ранний дождь; с ноября по февраль дуют западный и юго-западный ветры, называемые арабами «отцами дождя»; затем до июня дуют бурные, жаркие, все иссушающие восточные ветры, юго-восточный ветер, который дует с Мертвого моря и Аравийской пустыни. С июля начинают дуть различные ветры: то северный, то западный. Вообще, климат с такими регулярными переменами ветров может считаться здоровым. Вреден, собственно говоря, только знойный юго-восточный ветер (хамсин), который приносит с собой мельчайшие частицы песка, отчего вся страна окутывается желтовато-серою пылью, которая затемняет солнце и проникает повсюду.

В политическом отношении Палестину делили не раз, и она находилась под властью различных властителей. Иисус Навин разделил землю на 12 частей по числу 12 колен Израилевых, из которых уделы Рувима, Гада и половины колена Манассиина были расположены к востоку от Иордана. После смерти Соломона страна разделилась на 2 царства: Иудейское и Израильское. Около 700 и 600 г. до Р.Хр. страна подпала под власть Ассирии и Вавилона, затем персов, греков, сирийцев и римлян. Под властью римлян, во времена Христа, она была разделена на пять провинций: Галилею, Самарию, Иудею (Иоан. 4:3, 4), Идумею и Перею.

Пальма. Подобно тому, как кедр выделялся среди лесных деревьев, так и финиковая пальма занимала первое место среди плодовых деревьев земли Ханаанской (Пс. 91:13). Там она росла прежде в таком изобилии, что ее изображение чеканилось на римских и еврейских монетах, как символ страны. См. «Плен». Пальма предпочитает тощую, песчаную, но влажную почву и вырастает под лучами палящего солнца, в таких местах, где всякая другая растительность засыхает. В Библии она символизирует праведника (Пс. 91:13). Растет она медленно и достигает в высоту 26,7 м, доживая до 200 лет. Арабы говорят: «Царица оазиса погружает ноги в воду, а голову в зной небес». Ее стройный, тонкий, лишенный ветвей ствол покрыт, как чешуей, черешками опавших листьев и оканчивается вечнозеленой короной, состоящей из 40-80 дугообразных перистых листьев, длиною 2,6-3.3 м и шириною от 0,3 до 0,6 м. Светло-желтое соцветие, напоминающее виноградную кисть, помещается в кожистом стручке между самыми нижними листьями. Тычинковые цветы, которых насчитывают до 12.000 в одном только соцветии, имеют по 6 тычинок; пестичный цветок с 3 плодниками находится на особом дереве. Соцветие с тычинковыми цветами срезается попечительным садовником и привязывается возле пестичных цветов приблизительно в марте месяце. Через 5 месяцев поспевают хорошо известные финики, сладковатые, вкусные и питательные плоды, немного напоминающие видом сливы, но более продолговатые, покрытые красновато-коричневой кожицей с твердой косточкой внутри. Разумеется, оплодотворение цветов совершается также с помощью ветра.

Финики употребляются в пищу в различных видах: их едят свежими, сушенными или в прессованном виде. Из сока плодов приготовляется род вина, а также густой сироп или патока; из цветочных покровов выжимают пальмовое масло, которое в прежнее время употреблялось как лекарство для ран. Кроме того, пальмовые листья употребляются для плетения: корзин, ковров, одеял и т.п.; из крепких листовых жил делают палки, корзины и т.д.; из волокон и луба плетут ковры, сети, вьют веревки и пр. Легкая, но прочная древесина употребляется на бревна, скульптурные работы и тому подобное. Плодоносность этого дерева настолько велика, что несколько деревьев дают достаточное пропитание для одного семейства в течение целого года. Неудивительно поэтому, что арабы считают бедной всякую страну, в которой не растут пальмы. Указания на значение пальмы, как плодового дерева, предполагают в Иоил. 1:12; Песн.П. 7:7 и дал. Одним из приятных воспоминаний о странствовании по пустыне был рассказ о стоянке в Елиме с его 12 источниками воды и 70 финиковыми пальмами (Исх. 15:27).

В Священном Писании указывается, преимущественно, на красоту пальмы. Еврейское название пальмы «тамар» было любимым женским именем. Смотри «Тамара». Невеста в Песн. П. уподобляется пальме (Песн. П. 7:7 и дал.). Пальмовыми листьями украшали палатки в праздник кущей (Лев. 23:40; Неем. 8:15). Стены храма были украшены разными изображениями пальм (3Цар. 6:29; 2 Пар. 3:5; Иез. 40:16). С пальмовыми ветвями в руках встречали и сопровождали победное шествие царей (Иоан. 12:13; срав. 1 Макк. 13:37, 51; 2 Макк. 14:4). Иоанн видел святых перед престолом Божиим с пальмовыми ветвями в руках (Отк. 7:9).

Памфилия — приморская провинция на южном берегу Малой Азии (Деян. 27: 5), подвластная римлянам с 103 г. до Р.Х., представляет узкую полосу земли между Киликией на востоке и Ликией на западе, пересеченную отрогами Тавра и орошаемую несколькими горными речками, а также судоходною рекою Эвримедонт. Памфилийцы представляли смешанный народ, состоявший из киликийцев, финикийцев и греков, и занимались преимущественно мореходством. Они присутствовали, в числе прочих, в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:10). Впоследствии Павел и Варнава благовествовали в Пергии, столице Памфилии (Деян. 13:13; 14:25).

Паралипоменон — евр. Диврей а-ямим.

Паралипоменон 1-ая и 2-ая книги, греч. слово, т.е. добавление оставшегося (евр. «летописи»). Две исторические книги Вет. Завета; автор их неизвестен. Греческое название этих книг показывает, что они служат добавлением к четырем книгам Царств. По-видимому, книги Паралипоменон имеют целью дать краткий обзор всей священной истории от ее начала до возвращения израильтян из Вавилона. Различие между этой книгой (ибо эти две книги, в сущности, составляют одну) и 4-мя книгами Царств может быть выражено так: 1-ая и 2-ая книги Царств суть биографического характера, дающие нам подробные жизнеописания; 3-ая и 4-ая книги Царств уже носят теократический отпечаток: они излагают историю евреев, как нации, находящейся под водительством Божиим. Книги Паралипоменон представляют скорее церковную историю, нежели государственную; поэтому даются также точные сведения относительно подготовки царем Давидом материалов для постройки храма и о постройке его Соломоном; относительно реформационной деятельности Асы, старания Иосафата и Езекии научить народ закону Господню, восстановить порядок богослужения и т.д. Срав., напр., 2 Пар. 4:7 с 3Цар. 7:49.

Все, что касается богослужения, священников, левитов излагается подробнее, из чего видно, что автору было очень важно вселить в возвращающийся из Вавилона народ страх Божий, который возвышает дух. Автор пользуется древнейшими источниками, что ясно видно из 2 Пар. 9: 29; 16:11; 20:34. Иногда автор вставляет выписки из древних книг, совершенно не изменяя их, напр., шесты ковчега «там (в храме) до сего дня» (2 Пар.5:9), эти слова заимствованы из 3Цар. 8:8; однако в то время, когда писалась 2 Пар., ковчег и шесты были утеряны, и храма Соломонова уже не было. Первая книга Паралипоменон в кратких словах передает историю от сотворения мира до Давида. Вторая же повествует о роете и падении Иудейского царства, до возвращения из Вавилона, охватывая 3500-летний период. Евреи считают Ездру автором этих книг.

Паралич, расслабление полное или частичное было одной из тех болезней, которую наш Спаситель исцелял одним словом (Мат. 4:24). Этого же рода болезнь мучила слугу сотника (Мат. 8:6), и он был уже при смерти (Лук. 7:2). Может быть, это, так называемый, paralysis agitans. Страдающий этой болезнью человек не может успокоиться ни на одну минуту, забываясь только во сне. женщина, имевшая духа немощи (Лук. 13: 11), вероятно, страдала параличом, и человек, имевший иссохшую руку ( Map . 3:1) был болен тою же болезнью.

Парваим — страна, откуда привозили хорошее золото (2 Пар. 3:6). Срав. «Офир».

Пармен, один из 7 диаконов (Деян. 6: о).

Партия. Среди евреев существовали различные партии, то политические, например, партия Иродиан, то религиозно-политические, как партия фарисеев и саддукеев, то исключительно религиозные, как, например, партия староверов, т.н. асидеев (хасидим — набожные), которые на столько ревностно исполняли заповеди о субботе, что в случае нападения на них даже не защищались в» этот день, а скорее расставались с жизнью (Срав. 1 Макк. 2:32 и дал.). Асидеи соединились с Маккавеями, которые жертвовали жизнью и имуществом в борьбе за закон и заключенный с Богом завет (1 Макк. 2:20).

Другую религиозную партию или, вернее, братство составляли ессеи (время их существования предполагается от 100 г. до Р.Хр. до разрушения Иерусалима). Ессеи более других стремились достигнуть совершенного исполнения закона. Они удалялись от общественной жизни, соединялись в тайные общества и селились в пустынных местах. Например, на северо-западном берегу Мертвого моря жили в общественных домах и все имущество у них было общее; большинство из них не вступало в брак. Престарелые и больные пользовались особенно нежным уходом и попечением. Главным их занятием, кроме усердных молитв, было земледелие и ручной труд. Они часто совершали омовения (крестились); одежду носили самую скромную; довольствовались самой простой пищей: совсем не ели масла и пили только воду. Суббота соблюдалась ими очень строго. В жертвоприношениях Иерусалимского храма они не участвовали, но посылали дары для самого храма. Чтобы вступить в их общество, требовалось трехлетнее испытание, а при самом принятии, испытуемый обязывался ужасной клятвой прославить Бога, быть справедливым по отношению к людям, ненавидеть зло, но творить добро, не искажать учения ессеев, хранить их писания и известные им имена ангелов. В Новом Завете об ессеях ничего не говорится, но после разрушения Иерусалима многие из них примкнули к христианам, вследствие чего возникло аскетическое направление, известное под именем евионитов. То влияние, против которого боролся Павел в послании к колоссянам, по всей вероятности было ессейским.

Большое сходство с ессеями имели т.н. терапевты: еврейские аскеты в Египте, к которым принадлежали и мужчины, и женщины. Они пренебрегали физической работой и занимались исключительно изучением внутреннего (духовного) смысла закона.

Христианство также считалось в начале евреями новой сектой или ересью; Тертулл, обвиняя Павла перед Феликсом, сказал, что он «представитель Назорейской ереси» (Деян. 24:5).

В христианские общины уже рано вкралось вредное разделение (1 Кор. 11:19; Гал. 5:20; 2 Пет. 2:1).

Парфяне, дикий народ, живший в небольшой, неплодородной гористой стране Парфии, к юго-востоку от Каспийского моря; сначала они находились под властью ассирийцев, персов и Селевкидов, но потом, около 256 г. до Р.Хр., под предводительством Арсака образовали самостоятельное царство, которое значительно распространилось по Сирии и Малой Азии и причиняло римлянам не мало хлопот. В Парфянском царстве, во время Иисуса Христа жили тысячи евреев, большею частью потомки тех 10 колен, которые были переселены ассирийцами по ту сторону Евфрата. Парфяне упоминаются на первом месте, между присутствовавшими в Иерусалиме в День Пятидесятницы (Деян. 2:9).

Пастух — евр. роэ.

Пастух. Предки евреев, во время патриархов были скотоводами и кочевали со своими стадами; потому часто Библия дает нам много картин из пастушеской жизни. Наблюдение за стадами поручалось не только слугам, но и сыновьям и дочерям знатных лиц (Быт. 30:29; 29:6; Исх. 2:19). Рабство в Египте много содействовало приобретению привычки к оседлой жизни и мы часто видим, что те колена, которые еще имели склонность к кочевой пастушеской жизни, избрали себе подходящее для этого место на восточной стороне Иордана (Чис. 32:1 и дал.). Но и помимо них, некоторые сохранили любовь к пастушеской жизни (1 Пар. 4:39 и дал.; Иер. 35:6 и дал.). Занятие пастухов, по библейскому описанию, было нелегко и даже опасно. Пастух должен был переносить и холод, и жару (Быт. 31:40); заработок его был незначителен: может быть, он мог пользоваться некоторой частью продуктов, например, молоком (1 Кор. 9:7); так что он должен был довольствоваться простой пищей, например, ягодами сикоморы, рожками и, может быть, акридами и диким медом (Срав. Ам. 7:14; Лук. 15:16) Он постоянно подвергался опасности от диких зверей, например, льва и медведя (1 Цар. 17: 34; Ис 31:4; Ам. 3:12) и не был также в безопасности от нападения разбойников (Быт. 31:39). Одежда и снаряжение пастуха состояли из плаща, вероятно, из овечьей шкуры (Иер. 43.12), мешка с пищей, пращи с камнями (1 Цар. 17:40) и, наконец, посоха, который служил и оружием, и орудием для управления стадом (1 Цар. 17:40; Пс. 22:4, Зах. 11:7). Когда пастух пас стадо вдали от селения, то строил себе шалаш (Ис. 38:12; срав. Песни П. 1:7). Иногда строили сторожевые башни для наблюдения за врагами и для защиты стад (2 Пар. 26:10; Срав. 27:4). Ежедневное занятие пастуха состояло в следующем: утром он выводил свое стадо из загона (Иоан 10:4), идя перед своими овцами и клича их, придя на пастбище, он стерег стадо с помощью своих собак (Иов 30 1) Если какая-нибудь овца убегала, он искал ее до тех пор, пока не находил (Иез 34:12; Лук. 15: 4) Он должен был поить их из корыта (у колодца или прямо из ручья (Быт 29-8; 30:38; Исх 2:16, Пс. 22 2) Вечером он вел их обратно в загон и пересчитывал (для того, чтобы удостовериться, что ни одна из них не пропала (при помощи своего посоха, под который овца пролезала (Лев. 27 32, Иез 20 37), под рукою считающего (Иер 33:13). Тяжелая ответственность лежала и на том пастухе или стороже, который стерег ночью находящихся в загоне овец (Иоан 10:3) Служба пастуха требовала много бодрствования (Лук 2-8) и заботы о молодых и слабых (Ис. 40: 11, Быт 33:13) У крупных владельцев, кроме пастухов, были еще надзиратели над пастухами, отсюда слово пастыреначальник (1 Пет 5 4; 1 Цар. 28.1; Срав. Быт 47-6).

В качестве иллюстрации к Иоан. 10 1-16 приводим рассказ миссионера Хартлея, который путешествовал по Греции и восточным странам: «Вчера вечером», говорит он, «остановил внимание на тексте Иоан 10 3, я обратился к своему слуге с вопросом, существует ли в Греции обычай давать прозвища овцам Он ответил мне, что овцам дают имена и что они прислушиваются к пастуху, когда он называет их по имени. Сегодня утром я удостоверился в этом, когда шел мимо стада овец, и предложил пастуху тот же вопрос, что и своему слуге. Пастух дал мне такой же ответ. Тогда я попросил его позвать одну из своих овец; он исполнил это, и тотчас же одна из овец отделилась от стада и побежала к пастуху с такой радостью и готовностью, какой я никогда не наблюдал у других животных; я также удостоверился в том, что на чужой голос овцы не идут, а бегут от него Пастух прибавил, что многие из его овец еще дики и не знают своего имени, но что через некоторое время они привыкнут и будут отзываться на свои имена».

Из жизни пастуха и его обязанностей в Библии взято много примеров; все они знакомы и всякому понятны Цари и правители часто называются пастырями, подобно тому, как еще у Гомера цари назывались «пастырями народа». (Срав. 2 Цар. 5-2; Прит. 12:10; Пс. 77:71 и дал.; Мер 2:8). В Ис. 44:28 Бог называет Кира «Мой пастырь». Уже в Быт. 49: 24, в пророчестве Иакова Бог назван «Пастырем и твердыней (скалой) Израиля». Это название в дальнейшем встречается очень часто (Пс. 22; 79-2; Ис 40:11; Иер. 31:10). В Иез 34 Иегова, в противоположность ложным пастырям Израилевым, изображает Себя, как верного Пастыря, и обещает поставить над ними одного Пастыря — раба Своего Давида (стих 23), — Того, Который, пришед, сказал: «Я Пастырь добрый» (Иоан. 10:11), «Великий Пастырь овец» (Евр 13:20), Который отдал Свою жизнь за овец (Иоан 10:15; Мат. 9: 36) и Которого Петр называет «Пастырем душ (1 Пет. 2:25) и Пастыреначальником (1 Пет 5:4), так как Он является Наставником для всех пастырей, т е учителей и блюстителей, которым Он поручил пасти Свое стадо, как Он положил это на сердце Петру после Своего воскресения (Иоан 21:15 и дал.; Еф 4:11). Подобно тому, как Иегова обещал в Иер. 31:10 собрать рассеянного Израиля, как пастух собирает свое стадо, так и Иисус обещал собрать Своих рассеянных овец «И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан 10.16).

Пасха, т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч Пасха, евр. Песах); (Исх 12 11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх. 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх. 12:5; Срав. Пар. 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Втор. 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх. 12:4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные.Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исх. 12:48), Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх. 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх. 12).

Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх. 12:14,24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор. 16:2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2 Пар. 30:16; 35:11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Чис. 9:6 и дал.; Срав. 2 Пар. 30). Обязанными праздновать Пасху, по Исх. 23:17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин.

В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву — каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой — общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх. 12:46; Иоан. 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца — Христа (1 Кор. 5:7; Срав. 10:7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.0

Из некоторых мест, как, например, Втор. 16:1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2 Пар. 35:7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (И. Нав. 5: 10), во время Иезекии (2 Пар. 30) во время Иосии (4Цар. 23:21 и дал.; 2 Пар. 35); и, наконец, после возвращения из Вавилона (Езд. 6:19 и дал.).

Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста — той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх. 12:26 и дал. Затем пелись Пс. 112-113, начало «Галлель» — песней хваления, Пс. 112-117; см. Мат. 26:30 — и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1 Кор. 10:16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс. 114 до Пс. 117, причем отец семейства, после слов в Пс. 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119-136 прибавляли пятую чашу.

Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мат. 26: 26; Лук. 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лук. 22:17; на пение псалмов в Мат. 26:30; Map. 14: 26.

Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана ( Map . 14:1; Лук. 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор. 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев — в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исх. 12:15 и дал.; 13:6 и дал.; Чис. 28:17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота — день покоя — со священным собранием и прекращением работы (Лев. 23:5 и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля (Лев. 23: 9 и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Втор. 16:8; срав. Чис. 28:24).

Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у Map. 14:12 первым днем опресноков.

Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху — вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана — день приготовления Пасхи (Иоан. 19: 14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Иоан. 18:28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (по Иоан, 19: 31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1 Кор. 15:20).

Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана*. Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисана. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мат. 26:18; Лук. 22: 15, В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм (Лев. 23:10) восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (Иоан. 12:24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.

Пасхор. 1) Сын Еммеров, надзиратель в доме Господнем, — лжепророк. Он преследовал Иеремию и наказал его побоями и тюрьмой. Пророк произнес над ним суд Божий, по которому он получил в предзнаменование несчастия имя «Магор Миссавив», т.е. ужас вокруг (Иер. 20:1 и дал.).

2) Сын Молхиин. также один из врагов Иеремии (Иер. 21:1; 38:1 и дал.).

3) Отец Годолии (Иер. 38:1).

Патара, место, куда Павел приехал с Родоса, и где он сел на корабль, идущий в Финикию (Деян. 21:1 и дал.), большой приморский город в Линии на берегу Малой Азии или Анатолии, близ устья реки Ксанфа, с известным храмом Апполона и оракулом.

Патмос, остров, где Иоанн принял откровение Иисуса Христа (Отк. 1:9; 1:1), представляет небольшой неплодородный скалистый остров в Эгейском море, близ западного берега Малой Азии. Около гавани Де-ла-Скала показывают пещеру, где апостол, по преданию, видел свои видения; над этой пещерою построена церковь.

Патриарх, т.е. родоначальник; так называются Авраам (Евр. 7:14), 12 сыновей Иакова (Деян. 7:8 и дал.) и царь Давид (Деян. 2:27, русс, перевод праотец). Обыкновенно патриархами называют праотцев избранного народа: Авраама, Исаака и Иакова и его сыновей; праотцами называются также перечисленные в Быт. 5 праотцы всего человечества.

Патров, христианин в Риме, которого приветствовал Павел (Рим. 16:14).

Патрусим, народ, происшедший от Мицраима (Быт. 10-13 и дал.), вероятно, жители Пафроса, или южного Египта.

Пау (1 Пар. 1:50; Быт. 36:39), город Едомского царя Гадора.

Паук упоминается в Прит. 30:28 между малыми, но мудрыми на земле, который «лапками цепляется, но бывает в царских чертогах». Еврейское слово в этом месте «шмамиг», истолковывается некоторыми как ящерица. Паутина у Иов. 8-14; Ис 59:5, является символом тщетного упования и злоумышлении нечестивых.

Паф, знаменитый торговый город на западном берегу острова Кипра, где Павел во время первого миссионерского путешествия обратил проконсула Сергия Павла ко Христу (Деян. 13:6 и дал.). Это был новый Паф, называемый теперь Паффа. Недалеко от него находился старый Паф (теперь Куклия) с знаменитым храмом. Здесь, по языческому преданию, Венера вышла из моря.

Пафрос, область в Египте, куда бежала часть евреев после разрушения Иерусалима (Иер. 44:1, 15). У Иез. 29: 14 эта область называется землею происхождения египтян, вероятно, ее южная часть, которую, по преданию, египтяне заселили первоначально. Согласно древнеегипетским письменам, южный Египет назывался Паторис со столицею Но (Фивы). Срав. Ис. 11: 11; Иез. 30:14.

Пеликан, водная птица, водящаяся в теплых странах, окраской и величиной напоминающая лебедя, но не такая стройная, как этот последний, и отличается от него, главным образом, своим длинным и широким клювом, с находящимся под ним мешком. Самка вылавливает клювом из воды много рыбы, которую и собирает в этот мешок, чтобы затем, по мере надобности, кормить своих птенцов. У пеликана грубый, неприятный голос, напоминающий крик осла. Название «каат», происходящее от корня «ко», т.е. рвать (его вырвало), может быть, указывает на способ кормления этой птицей своих птенцов.

Пенуэл — Пиуэль.

Пенуэль. 1) т. е. Лицо Бога; место, где Иаков боролся с Богом (с ангелом Ос. 12:4), — и получил имя Израиль (Быт. 32:30), близ потока Иавока, к востоку от Иордана.

2) Город, который был поражен Иисусом Навином (И. Нав. 8:8 и дал.) и впоследствии перестроен Иеровоамом (3Цар. 12:25). Некоторые полагают, что Пенуэл 1 и 2 — одно и то же место.

Пепел — евр. эфер. Пепел обозначал горе, печаль (Иов. 2: 8; Ефес. 4:3; Иоан. 3:6; Пс. 101:10). Пепел от рыжей телицы (Чис. 19) освящал того, кто прикасался к мертвецу, гробнице и тому подобно (Евр. 9:13); напротив, тот, кто прикасался к этому пеплу, должен был очиститься путем омовения (Чис. 19:9, 10).

Пение, как выражение чувств и настроений, упоминается с самых древних времен. Мы читаем о песнях священного праздника (Ис. 30:29), о песнях любви (Ис. 5:1; Пс. 44:1); о плачевных песнях (2 Пар. 35:25); о песне при сборе жатвы (Ис. 16:10; Иер. 48:33) и о брачных песнях (См. Быт. 31:27; Иер. 7:34; Срав. Лук. 15:25). После перехода через Чермное море израильтяне воспели песнь хваления во славу Божию (Исх. 15). Давид поставил пение при официальном богослужении в скинии на надлежащую высоту, сам слагал псалмы и песни, устроил хоры из левитов под руководством таких мужей, как Асаф, Еман и Ефин; их 24 сына управляли 24 хорами певчих, общее число которых было 2000 человек, и которые по очереди служили в храме (1 Пар. 25); с этого времени жертвоприношения стали сопровождаться священным пением и музыкой (2 Пар. 5:12 и дал.; 7:6; 29:25 и дал.; 35:15). Среди возвратившихся из Вавилона упоминаются также 245 певцов и певиц (Неем. 7:67; Срав. Езд. 2:41,65; Неем. 12:27). См. дал. «Музыка»; «Поэзия». Христос и Его ученики пели израильские песни хваления (Мат. 26: 30; Map . 14:26). Павел и Сила пели в тюрьме (Деян. 16:25). В собраниях христианской церкви пели духовные песнопения и псалмы во славу Божию (1 Кор. 14:26; Еф. 5:19; Кол. 3:16). Иоанн слышал пение на горе Сионе, звучащее как игра на гуслях, могучее, как шум от множества вод (Отк. 14:2).

Петух — евр. тарниголь.

Петух. По пению петуха одна из четырех частей ночи получила название «пение петухов», а именно, — третья, . которая приходилась после полуночи, с 12-3 часов ( Map . 13.35; Срав. 26: 34).

Песнь Песней — евр. Шир а-Ширим. Песнь Песней, которая, судя по заглавию, написана Соломоном (или посвящена ему?), рисует в 8 главах яркими картинами отношение между двумя любящими существами, из которых она называется Суламитою, (т. е. мирная), а он совсем не называется по имени. Еврейские толкователи видели в «нем» Соломона и толковали отношение между Соломоном и Суламитою, как отношение между Господом и Его церковью. Это т.наз. аллегорическое толкование принято большинством христианских исследователей Библии применительно к Пс. 44; Иер. 3:12 и дал.; Ос. 2:14 и дал.; Отк. 19:7 и пр.

Иное толкование Песни Песней видит в ней гимн подлинной любви, которая в противоположность многоженству, чиста, самоотверженна и вмещает только одного или одну, и поэтому символизирует отношение между Богом и душою человека (Еф. 5:23 и дал.). Наконец существует еще т.наз. буквальное толкование П. Пес., представителем которого является проф. Годэ ( Godet). Согласно этому толкованию, возлюбленный Суламиты есть отсутствующий пастух, которому она остается верна, несмотря на все попытки царя Соломона привлечь ее к себе. Пастух символизирует Того, о Котором Давид говорит: Господь — Пастырь мой (Пс. 22:1), Суламита же олицетворяет истинный народ Божий, сердечное желание которого быть в подчинении у Истинного Царя, грядущего Мессии, несмотря на всяческие соблазны со стороны мирской власти.

Перацнм — поражения.

Перацим, гора (Ис. 28:21); вероятно, та высота в долине Рефаим, где Давид поразил филистимлян; посему этому месту дано название Ваал-Перацим (2Цар. 5:20).

Первенец — евр. бен бхор.

Первенец. За перворожденным младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он — «начаток силы (Быт. 49:3). По-этому он должен был:

1) быть посвящен Господу (Исх. 22:29 и дал.). Одна из главных причин такого преимущества была та, что Господь пощадил израильских первенцев в Египте (Исх. 13:1 и дал.). Впоследствии было избрано колено Левиино, чтобы заменять первенцев (Чис. 3:12), но так как число первенцев по первому исчислению израильтян превышало число левитов на 273 человека (Чис. 3:39,43), то этих 273 первенцев должно было выкупить, считая по 5 сиклей с человека; это же применялось и для последующих первенцев превышающих число левитов (Чис. 3:44 и дал.). Выкуп предназначался для скинии (Чис. 8:11 и дал.; Срав. Лук. 2:22). Так же и из скота все первородное мужского пола, если оно было из чистых животных, должно было жертвоваться Господу; за нечистых же животных вносили выкуп в размере 5 сиклей (Чис. 2) должен был иметь высший авторитет в семействе (Срав. Быт. 49:3), и права первородства, которые заключаются а) в наследовании двойной части по сравнению с другими; если у кого были 2 жены, из которых одну он любил, а другую не любил, и если нелюбимая родила первенца, то отец не мог, при разделе своим сыновьям имения, дать преимущество сыну любимой пред первородным сыном нелюбимой жены (Втор. 21:15 и дал.), б) в большем почтении и власти в роде, отчего он и становился преемником своего отца, например, в управлении царством (2 Пар. 21:3). Иногда говорится о израильских начальниках, как главах семейств; вероятно, они пользовались правом первородства (Чис. 7:2; 25:14). Это право могло быть утрачено (1 Пар. 5:1). Продажа его была для Исава вечным стыдом (Быт. 25:34; Евр. 12:16).

Таким образом, название «первородный» со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Поэтому и произошли некоторые символические выражения: 1) Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (т.е. Божий) в смысле первого избранного Богом народа, взятого в удел (Исх. 4:22; Срав. Рим. 3:1 и дал.). 2) Христос называется «Первородным между многими братьями» (Рим. 8:29), «рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15), Первенцем из мертвых» (Кол. 1:1; Отк. 1:5), потому что Он первый во всем: в священстве, в жертве, в царстве (Срав. Мат. 28:18; Пс. 8:7; Евр. 1:2). Уже в пророческом псалме сказано: «И Я сделаю Его Первенцем, превыше царей земли» (Пс. 88:28).

3) «Церковь первенцев написанных на небесах» (Евр. 12:23), по мнению одних, обозначает первых учеников Христа, которые как первенцы, пошли домой первые из среды верующих; по мнению других, тут подразумевается вообще Церковь Христова, члены которой суть «первенцы», «первенцы от стада» (Иак. 1:18; Отк. 14:4), и хотя они находятся здесь, но имена их написаны на небесах (Лук 10:20).

4) «Первенец смерти» (Иов. 18:13), обозначает, вероятно, какую-нибудь опустошительную заразную болезнь.

Первое послание Иоанна. Апостол напоминает своим ученикам о вечной жизни, явившейся в Иисусе Христе, и об очистительной силе Его крови; призывает верующих к общению друг с другом, также как с Отцом и Сыном Его. Он стремится укрепить их в познании личности и дел Христа и указывает, кроме того, много признаков, которыми можно проверить истинность христианского вероисповедания.