ПРИЛОЖЕНИЕ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ БИБЛИИ В СВЯЗИ С ИСТОРИЕЙ ВСЕМИРНЫХ ДЕРЖАВ

До P.Хp

2500 г. Палестина под властью Вавилона или, по крайней мере, под влиянием вавилонской культуры.

2000 Палестина под властью Елама (Быт.14).

Исход Авраама в землю обетованную — Палестину.

Хамураби (в Библии — Амрафел) свергает еламское владычество и Палестина вновь подпадает под власть вавилонян.

1800 г. Гиксы вторгаются в Египет,

о. 1600 г. Изгнание гиксов. Египетское влияние в Палестине,

1450 г. Исход израильтян из Египта, влияние которого в Палестине ослаблено.

1035 г. Царь Саул. Израильское царство становится великой державой,

1005 г. Царь Давид.

975 г. Царь Соломон; построение храма. Израильское царство на вершине могущества.

935 г. Израильское царство распадается на 2 царства: Иудейское и Израильское.

854 г. Салманассар III, царь ассирийский, победил при Каркаре союзных царей, в числе которых был Ахав, царь израильский.

842 г. Израильский царь Ииуй платит дань Саламанассару III .

763 г. 15 июня солнечное затмение, на которое указывает пророк Амос.

738 г. Израильский царь Менаим платит дань Феглаффелласару IV, царю ассирийскому (4 Цар. 15:19).

725 г. Салманассар V, царь ассирийский, принуждает израильского царя Осию платить ему дань (4 Царь 17:3).

724 г. Салманассар V идет войной на Осию, берет его в плен и приступает к осаде Самарии (4Цар.17:4 и дал.).

722 г. Смерть Салманассара V. Узурпатор Саргон II воцаряется над Ассирией и завоевывает Самарию. Жители Израильского царства уводятся в ассирийский плен.

702 г. Сеннахирим, сын и преемник Саргона, идет войною на Иудейского

701 г, царя Езекню, который надеялся откупиться от него богатыми дарами (4 Цар. 18:13 и дал.). Только с помощью Божией он избежал опасности (4 Цар. 19:35). Со времени царя Ахава Иудейское царство более или меннее зависимо от Ассирии, влияние которой Асардан распространил и на Египет.

622 г. Реформационная деятельность Иудейского царя Иосии (4 Цар. 22 и дал.).

608 г. Царь Иосия пал в битве с египетским фараоном Нехао II (4Цар. 23: 29 и дал.). Иудея становится зависимой от Египта (4 Цар. 23:31).

607 г. Свержение ассирийского всемирного владычества и основание ново-

606 г. вавилонского.

605 г. Нехао II, фараон египетский, побежден при Кархемисе вавилонским

604 г. наследником престола, халдеем Навуходоносором (Иер. 46:2). Иудея подпадает под власть вавилоно-халдейского царства. Это время можно считать началом 70-летнего вавилонского пленения.

597 г. Взятие в плен иудейского царя Иехонии и разграбление Иерусалимского храма. Первое переселение иудеев в Вавилон (4 Цар. 24:10 и дал.).

588 г. Египетский фараон Хофра убеждает иудейского царя Седекию свергнуть вавилонское иго (2 Пар. 36:13).

586 г. Завоевание Иерусалима. Седекия ослеплен и в числе множества пленных иудеев отведен в Вавилон (Иер. 39:1-7). Приблизительно в это время основана иудейская колония на о. Елефантине, где и выстроен был храм Господень.

538 г. Кир разрешает иудеям возвратиться на родину (2 Пар. 36:23 и дал.; Езд. 1). Первая партия под предводительством Зоровавеля.

519 г. Разрешение постройки Иерусалимского храма (Езд. 5).

515 г. Окончание постройки храма (Езд. 6:15)

458 г. Новая партия возвращающихся иудеев под предводительством Ездры (Езд. 7).

445 г. Неемия получает разрешение поехать в Иерусалим для возведения стен города (Неем. 2).

411 г. Разрушение храма Господня на острове Елефантине.

333 г. Палестина под властью Александра Великого.

302 г. Палестина под властью Египта.

198 г. Палестина под властью Сирии.

170 г. Антиох IV Епифан оскверняет Иерусалимский храм.

168 г. Отмена иудейского богослужения. Построение в Леонтололе, в Египте, храма Господня.

165 г. Начало освободительной войны под предводительством Маккавеев. Очищение Иерусалимского храма.

141 г. Дело освобождения закончено.

63 г Иудея сделалась римской провинцией, присоединенной к Сирии.

37 г. Ирод Великий поставлен римлянами вассальным царем Иудеи.

После Р.Хр.

6 г. Иудея вновь становится римской провинцией, управляемой губернатором.

30 г. или 33 г. Распятие Иисуса Христа.

41 г. Агриппа I, внук Ирода Великого, царь Иудейский.

44 г. Иудея вновь управляется губернатором.

66 г. Начало великой иудейской войны.

70 г. Взятие Иерусалима.

116 г. Восстание иудеев.

143 г Новое восстание. Уничтожение названия «Иерусалим . Вместо него до построена Элиа Калитолина.

135 г. Наименование «Иудея» заменено названием «Палестинская Сирия».

УКАЗАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Абарбанель, Исаак: ученый португальский еврей, родившийся в Лисабоне в 1437 г., умерший в 1508 г.; автор ряда комментариев к книгам Ветхого Завета.

Августин, Аврелий: самый выдающийся из отцов Западной церкви, родился в Тагасте, в Нумидии (Северной Африке) 13-го ноября 354 г., воспитывался в христианском духе своей благочестивой матерью Моникой. Будучи юношей, он легкомысленно прожигал жизнь; затем начал колебаться между различными учениями и системами и, наконец, по молитвам матери, обратился и был крещен в христианскую веру. С 395 г. он сделался епископом в Гиппоне, в Африке, где и оставался до своей смерти, последовавшей 28-го августа 430 г. Он написал много книг, из которых самые известные — 4 книги «о христианском учении», 22 книги «о царстве Божием» и его «Исповедь».

Арат из Солоя: греческий поэт. См. «Поэты и поэзия».

Аристотель: греческий философ, родился в Стагире, во Фракии, в 384 г. до Р.Хр., на 18 году пришел в Афины к Платону и прожил с ним 20 лет. За свое неутомимое стремление к науке он получил от Платона название «чтец». В 343 году он был приглашен Филиппом Македонским учителем к его сыну Александру. Затем он учил в Афинах; вследствие того, что он имел обыкновение во время беседы ходить взад и вперед, ею школа получила название перипатетической (от слова перипатео, т.е. гулять). 13 лет спустя его обвинили в безбожии, и он оставил город. Он умер в Хал к псе, в 322 г. до Р.Хр. После него осталось около ста сочинении.

Афанасий: епископ в Александрии 328-373 гг.;»отец правоверия , защищал божество Христа в споре с Арием.

Бенгель, Иоанн Альберт, 1687-1752 гг.: выдающийся протестантский богослов в Германии; особенно известен своими исчислениями времени 2-го пришествия Христа, тысячелетнего царства; он ожидал, что оно осуществится в 1836 г.

Бохарт, Самуил: французский протестант-богослов, 1599-1667 гг., особенно прославившийся своим ученым трудом Хиерозоикон ( Hierozoikum), который посвящен исследованию библейской естественной истории, особенно библейской зоологии.

Бригитта, 1302-1373 гг.: шведская знатная женщина. Еще будучи супругою судьи Ульфа Гудмансоиа посвятила себя благочестивым подвигам и делам милосердия.

Затем, оставшись вдовою, она стала особенно известна, как учредительница монастыря в Вадстене и как получающая божественные откровения. После ее смерти папа объявил ее святой. В ее сочинениях проявляется самостоятельно работающий ум, который не парит особенно высоко, но все-таки свободно летает под небом, отражающимся в спокойной воде пролива.

Буркгардт, Иоанн Лудвиг, 1784-1815 гг.; швейцарец, известный путешественник по Сирии, Палестине и Египту.

Виклифф, Джон, 1320-1384 гг.: священник английской церкви, доктор богословия Оксфордского университета, боролся против некоторых папских злоупотреблений и лжеучений; посылал странствующих проповедников; перевел латинскую Библию на английский язык; объявил ересью (заблуждением) запрещение мирянам читать Библию, в противоположность католическим патерам, которые считали, что это то же, что бросать жемчуг свиньям. В 1428 г. его кости были выкопаны и сожжены.

Гермас или Герма: один из отцов церкви, апостольский ученик.

Геродот: родился в Галикарнасе в 484 г. до Р.Хр. Он написал историю греко-персидских войн. Он писал также о древнем Египте по тем сведениям, которые он получил от египетских жрецов во время своих путешествий по Египту. Так как он является самым древним из историков, то назван «отцом истории».

Гиллель: вавилонский еврей и знаменитый раввин во времена Христа. См. «Книжники».

Евсевий, приблизительно 263-340 гг. епископ в Кесарии Палестинской, автор древнейшей истории церкви от рождества Христа до 324 года, почему ему и дали название отца истории церкви». Кроме других трудов, он издал также «Onamasticon « или географический указатель местностей и городов Палестины.

Зенон, основатель стоической философии.

Игнатий: епископ антиохийскии; согласно преданию, ученик Иоанна; брошен на растерзание зверям в Риме по приказанию императора Траяна в 107 или 115 году.

Ириней, 140-202: ученик Поликарпа Смирнского и с 177 года епископ Лионский и Виеннский; автор пяти книг против гностицизма.

Иероним из Далмации, 330-419 гг. Один из выдающихся учителей церкви по знанию древнееврейского языка и толкованию Ветхого Завета. Он исправил латинский перевод Библии. Он написал также много комментариев к Библии, житий святых и преданий. Последние годы своей жизни он провел в монастыре в Вифлееме.

Иосиф Флавий: иудейский историк, род. в 37 г. по Р.Хр. в Иерусалиме и наставлен в римском учении. Во время последней еврейской войны он был военачальником в Галилее и был взят в плен римлянами в 67 году, после чего он перешел на их сторону. По окончании войны, он жил в Риме до времени Траяна (около 103 г-). В Риме он написал несколько больших трудов, именно: 7 книг о еврейской войне, 20 книг о еврейской археологии, апологическое сочинение против Апиона и свою биографию.

Иустин Мученик, самый старший и выдающийся из так называемых апологетов первохристианства (которые писали в защиту христианства), родился в Наблусе около 100 г. по Р.Хр. Сначала он был сторонником одной за другой нескольких философских школ, но, увидев стойкость христианских мучеников, он, наконец, решился исследовать христианское учение, которое и воспринял. Затем этот философ стал разъезжать и проповедовать Евангелие, свидетельствуя об истине, а около 165 г. он был обезглавлен в Риме. Большую ценность представляют его две апологии, адресованные римскому императору, около 150-160 гг., и его «Беседа с евреем Трифоном».

Клеанф из Асса, в Троаде, в Малой Азии: род. около 300 года до Р.Хр., философ школы стоиков. Чтобы иметь возможность днем заниматься философией, он работал по ночам, как рабочий. Он написал замечательный, отличающийся религиозным подъемом гимн Зевсу, который отмечается отцами церкви, как один из голосов язычества, в котором сказывается пророческое предчувствие христианства. Этот гимн заключает в себе то выражение, на которое Павел ссылается в Деян. 17:28.

Климент Александрийский, языческий философ, путешествовавший по разным далеким странам. В зрелом возрасте он принял христианство и был пресвитером в Александрии, наставником катехизической школы и учителем Оригена. Во время гонения в 202 году он бежал в Палестину, где и умер около 220 года. После себя он оставил ряд сочинений для поучения и назидания.

Климент Римский; один из учеников апостольских; по мнению многих, один из первых епископов в Риме. С древних времен его считали автором послания к Коринфянам. См. «Евангелие». В этом послании Климента некоторые замечают впервые обнаруживаемые домогательства Римом верховной церковной власти.

Кризипп из Соли, в Киликии, 282-209 гг. до Р.Хр.; ученик Клеанфа, развивший философию стоиков. Говорят, что он написал 705 сочинений; ни одно из них до нас не дошло.

Ксенофонт из Афин, один из учеников Сократа, философ, полководец и писатель; умер около 359 г. до Р.Хр.

Лаврентий Петри, один из шведских реформаторов, архиепископ в Упсале в 1531 г.; умер в 1573 г. Между 1526-1541 гг. при его деятельном участии переведена и издана Библия на шведском языке.

Ловт, Роберт, 1710-1787 гг., профессор поэзии в Оксфорде, потом епископ в Лондоне, издал замечательное сочинение о еврейской поэзии в 1753 г. и перевод книги пророка Исайи с примечаниями в 1788 г.

Лютер, Мартин: известный реформатор, перевел Библию на немецкий язык; родился в Эйслебенс, в Саксонии, 10-го ноября 1483 г., был монахом в августинском монастыре, в Эрфурте с 1505 г.; профессором в Виттенберге с 1508 г.; умер 18-го февраля 1546 г. в Эйслебене.

Ленг, капитан американского флота. Первый путешественник, основательно исследовавший Мертвое море. См. «Соленое или Мертвое море».

Мането: египетский жрец, который написал историю своего отечества на греческом языке. От этого сочинения остались части, которые приводятся в трудах других писателей: Иосифа Флавия, Евсевия и др.

Марциал из Испании, римский поэт.

Маттиас: каноник в Линчспинге, духовник св. Бригитты, умер в Стокгольме около 1350 г.; особенно известен, как автор обширного труда на шведском языке, т.н. Конкорданции или пояснения библейских текстов. Он написал также предисловие к откровениям Бригитты.

Менандр: греч. поэт в Афинах около 342 г. до Р.Хр., которого цитировал Павел. Он написал около 100 комедий; сохранились небольшие отрывки некоторых из них.

Мондевилль, Джон, 1322-1356 гг., родившийся в Англии французский путешественник.

Маундрелль, Генрик, английский священник в Алеппс; автор дневника путешественника из Алеппо в Иерусалим 1697 года; он путешествовал также к Евфрату и на Синай.

Нибур, Карстен: немецкий путешественник; посетил Аравию, Сирию, Палестину и другие страны между 1770-1780 гг.

Ориген, родился в Александрии в 185 г. по Р.Хр.; изучал богословские науки у Климента Александрийского и в то же время занимался философией. Он выказал такое усердие к занятиям, что его назвали «адамантом», т.е. твердым, как алмаз. Будучи учителем в катехизической школе и сильным защитником христианства, он приобрел большое влияние и, вследствие этого, навлек на себя много неприятностей со стороны епископа Димитрия Александрийского. Он удалился в Кесарию и затем в Афины. Во время гонения при императоре Декие он был мучим язычниками и скончался в 253 г. Ориген написал очень много сочинений по толкованию и критике текста, догматике и апологетике. Наиболее замечательны его четыре книге «О началах»; это сочинение представляет первую попытку систематического изложения вероучения; далее его 8 книг «Против Цельсия» — защита христианства против язычника Цельсия; его библейские комментарии и крупное библейское сочинение «Гекзапла», содержащее текст Ветхого Завета в 6-ти параллельных изложениях: первое — по-еврейски, еврейскими буквами; второе — по-еврейски, греческими буквами, и остальные четыре — различные греческие переводы.

Пифагор с острова Самоса, в Малой Азии; выступил как философ или как учитель нравственности в Южной Италии, где он, как говорят, учредил религиозное или моральное общество около 540-500 гг. до Р.Хр.

Платон: самый выдающийся греческий философ, родился в 429 г. до Р.Хр. 20-ти лет он пришел к Сократу и пробыл в течение 10 лет его учеником. После этого он в продолжение 10 лет путешествовал по Египту, Италии и Сицилии, а затем преподавал философию в парке при академии, близ Афин, до своей смерти в 347 г. до Р.Хр. Его сочинения, 44 работы, сохранились до нашего времени.

Плиний, Секунд, Старший; ученый римлянин, который оставил после себя пространную естественную историю в 37-ми книгах; он задохнулся дымом Везувия, когда наблюдал его извержение в 79 г. по Р.Хр.

Плиний, Секунд, Младший; сын сестры первого; проконсул в Понте во времена кесаря Траяна, умер около 115 г. по Р.Хр. После себя он оставил сборник писем в 9-ти книгах.

Поликарп: епископ Смирнский, ученик ал. Иоанна, сожжен на костре около 160 г. После него осталось одно послание к Филиппинской церкви. См. «Евангелие». Русский перевод напечатан в «Христианском Чтении» 1821 года.

Потин: епископ в Южной Франции во втором столетии.

Робинсон, Эдуард, 1794-1863 г.; профессор богословия в Нью-Йорке; совершил большие путешествия и исследования в Египте и Палестине в 1838 и 1852 гг.

Сократ из Афин, родился в 479 г. до Р.Хр., занимался одно время ремеслом своего отца — ваянием, но потом отдался воспитанию юношей и беседам со своими согражданами относительно задач и целей жизни. Хотя его внешность была весьма непривлекательна: отвисший живот, глаза навыкате, вздернутый нос и большой рот, но его нравственный облик был таков, что ученики говорили о нем только хорошее. Он выпил по приговору чашу с ядом в 399 г. до Р.Хр. Срав. «Философ».

Сперджен, Чарльс Халдон: 1834-1892 г.; баптистский проповедник в Лондоне, записавший многие свои проповеди.

Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс; один из латинских отцов церкви, родившийся в Карфагене в !60 г. по Р.Хр.; был известен, как юрист и оратор до тех пор, пока не принял христианство в 185 г. После этого он написал множество сочинений относительно догматических и практических вопросов. Умер около 230 года.

Тиндаль, Вильям, английский реформатор и переводчик Библии, издал Новый Завет на английском языке в 1526 г. и всю Библию в 1532 г., сожжен в 1535 г., как еретик, в Брабанте; его последними словами были: «Господи! Открой глаза английскому королю!»

Тишендорф, Констаитин, 1815-1874 гг., профессор богословия в Лейпциге, совершил несколько поездок по Европе и Востоку для исследований и сбору материала по уяснению правильного библейского текста и издал множество сочинений по этому вопросу. Главным его трудом является перевод и издание синайской рукописи Библии.

Ульфила, около 318-388 гг. по Р.Хр.; апостол готтов, оставил своему народу алфавит и перевел на его язык Библию. Самый значительный отрывок этого перевода находится в Упсале и называется «Серебряной рукописью» (Codex argentum ). Фалес, Милетский, около 640-550 гг. до Р.Хр.; старейший из греческих философов.

Фьельстедт, Петр, 1802-1881 г.; шведский миссионер и толкователь Библии.

Филон, ученый еврей в Александрии 25 г. до Р.Хр. - 40 г. по Р.Хр. — посланник александрийских евреев в Рим, выдающийся представитель эллинистической религиозной философии, мастер в аллегорическом изложении Ветхого Завета. Он стремился установить гармонию между Моисеевым миросозерцанием и греческой философией; по его мнению Бог Библии является также абсолютным бытием философов; ангелы Библии — то же, что и Платонские идеи, и самая высшая из этих идей или сил изображает «логос», или слово «старшего сына Божия», которым был создан мир, Его «младший сын», и т.д. Филон хочет доказать, что вся греческая философия заимствована из божественного откровения еврейства; но в развитии этой мысли он попадает в затруднительное положение.

Хассельквист, Фридрих, шведский путешественник, род. в 1722 г.; один из самых способных учеников Линнея в Упсале (Швеция). Он путешествовал по Малой Азии, Египту и Палестине 1749-1752 гг. Умер он в Смирне 9-го февраля 1752 г. Линней издал описание его путешествия.

Цельсий, Олаф, 1670-1756 гг.; профессор богословия и восточных языков, настоятель кафедрального собора в Упсале: особенно достопамятен своим попечением о Линнее. Самая лучшая из работ Цельсия — « Hiero botanicon«, о растениях, упомянутых в Библии (Упсала, 1745-1747 г.).

Цицерон, Марк Туллий, 106-45 гг. до Р.Хр.; знаменитый римский государственный деятель, философ и оратор, автор многих сочинений по философии и нравственности. Его рассуждение «об обязанности» (De officiis ) можно причислить к самым лучшим сочинениям о добродетели, которые могла создать человеческая мудрость. Его переписка очень интересна, потому что она, вместе с его другими трудами, наглядно рисует разложение внутреннего состояния римского народа незадолго до появления христианства. Мы видим из нее, что последним словом язычества было — сомнение и отчаяние.

Шаммай, раввин во времена Христа.

Шафф, Филипп, 1819-1894 гг., профессор церковной истории в Нью-Йорке, выдающийся, продуктивный писатель.

Список сносок

1 Имя Хавель Шрадер и др. хотят объяснить ассирийским словом "хабал" (сын), которое встречается, напр., в имени Наву-Хабал-узур, т. е. "Нево (или Наву), сохрани сына".

2 В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх. 19:3; Деян. 7:53; Гал. 3:19.

3 С этой болезнью Elerphantiasis graecorum не надо смешивать слоновой болезни — Elerphantiasis или Pachidermia, выражающуюся опухолью ног, которые делаются по виду похожими на ноги слона.

4 Описание проказы у Моисея не совсем сходится с признаками современной проказы. Главные и отличительные признаки еврейской проказы или не соответствуют признакам современной болезни или похожи и на другие накожные болезни. Главные же признаки теперешней проказы отсутствуют в Библейском описании.

5 Перевод семидесяти толковников с филологической точки зрения считается неудачным и, повидимому, дал повод к смешению еврейской и теперешней проказы.

6 Это место некоторыми истолковывается как общее требование непорочного отношения к супружеству. Но тогда можно задать вопрос: неужели этого не требовалось от каждого члена церкви?

7 Заметьте, что Хеттура, которая в Быт. 25:1 называется женою, в 6 стихе причисляется к наложницам.

8 Кейль указывает на то, что слуга Авраама только тогда подарил ей золото, серебро и одежды, а родственникам драгоценные подарки, когда получил согласие на брак Ревекки (Быт. 24: 51-53).

9 В Суд. 14 делается различие между 30 брачными друзьями, которых дали ему родственники Самсона (ст. 11) и одним другом, которого он сам избрал (ст. 20). С этим сравнивают позднейший обычай: в день брака выбирать двух лиц, т. н. "шошбеним", на обязанности которых лежало защищать интересы жениха и невесты, особенно в случае могущих возникнуть споров о таких обстоятельствах, которые имеют отношение к Втор. 22:15.

10 Евр. слово "мот" в этом месте в Чис. 4:10 переведено словом "носилки", является вопрос: не поставить ли слово "носилки" и в Чис. 13:24? Из текста видно, что вместе с виноградной кистью соглядатаи принесли также плоды граната и смоквы.

11 Еврейское слово в Быт. 21:9 может обозначать "играть", как в Исх. 32:6, "шутить", как в Быт. 26:8 и "насмехаться" или "срамить", как в Быт. 39:14,17. Еврейское толкование понимало поступок Измаила как насмешку и в Гал. 4:29 оно выставляется как гонение. "к сыновьям аммоновым" (4Цар. 25: 25; Иер. 41:1-15).

12 Точное значение этого слова неизвестно.

13 Этот камень Иакова, по мнению англикан, находится теперь в городе Лондоне в церкви "Westminster Abbey", в Вестминстерском Аббатстве, где он лежит на древнейшем коронационном троне. Туда он был привезен в 1297 г. из Шотландии. По преданию он был доставлен в Ирландию "Тефи", дочерью царя Седекии и пророком Иеремией, а оттуда попал в Шотландию Этот камень, на который, по их мнению, указывается в Пс. 117:22; Зах. 4:7 и прочих местах, считается ими драгоценнейшим наследием английского народа.

14 Рав — наставник, Рабби — мой наставник, Раббан — наш наставник. Смит приводит для сравнения теперешние титулы: уважаемый, достоуважаемый и глубокоуважаемый.

15 Омовение через погружение, обливание, кропление и т.д. называется баптисмос (крещение) (Евр. 9:10; срав. Map. 7:4).

16 Ис. 40:19.

17 Длина Палестины в наших мерах равняется около 232 км, а ширина, приблизительно от 51 до 133 км.

18 Так понимается, обыкновенно, евр. текст. Но евр. выражение "сто во-семьдесят и пять тысяч" может также обозначать 5180, также как в Иез. 48: 16 выражение "пятьсот и четыре тысячи" не обозначает 504.000, но 4500.

19 В последующие времена одна часть христиан стала придерживаться празднования воскресенья, а другая, более малочисленная, празднует субботу.

20 О хронологических трудностях см. статью "Судьи".

Фьелстедт высчитывает эти 480 лет следующим образом:

Странствование по пустыне 40 лет Иисус Навин ........................ 17 лет

Время Судей .................... 340 лет

Саул ....................... ..... .......... 40 лет

Давид.... .......................... 40 лет

Соломон (до постройки храма) ................................ 3 года

Итого 480 лет

21 Хотя они и объяснили их, как проявление силы злых духов (Мат. 12: 24; Map. 3:22; Лук. 11:15), равно как и Талмуд в одном месте говорит, что "Сын Стыда" (ругательное имя Иисуса) привел с собою чародейство из Египта в разрезе сделаном им в своей коже". Все это является косвенным свиде-тельствоом исторической достоверности чудес Иисуса (Делич, "Иисус и Гил-лель").