Соломон — Шломо.

Соломон, т. е. мирный или богатый миром, сын Давида от Вирсавии и его наследник, царствовавший, приблизительно, с 1015 до 975 гг. до Р.Хр. (3Цар. гл. 1-11; 1 Пар. 29; 2 Пар. гл. 1-9). Уже с начала его жизни «Господь возлюбил его» (2 Цар. 12:24 и дал.), и послал пророка Нафана назвать рожденного именем Иедидиа, то есть друг Божий. Царь Давид поручил Нафану воспитание Соломона. Имя Соломон имело также особенное значение. Давид был человек воинственный и потому Господь сказал ему, когда он пожелал построить дом во имя Господа: «Ты пролил много крови на землю пред лицом Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный. Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему и он будет Мне сыном, а Я ему Отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек» (1 Пар. 22:8-10). Вследствие замыслов Адонии Соломон в ранних годах, еще при жизни Давида, был помазан на царство (3Цар. 1; 1 Пар. 23:1). Сказать же, что он был тогда очень молод, — нельзя, так как он уже имел сына Ровоама, которому в конце 40-летнего царствования Соломона был 41 год (3Цар. 14:21). Молодой Соломон казнил смертью опасных для его престола лиц: Адонию, Иоава и Семея (3Цар. 2). Он женился на дочери египетского царя (3 Цар. 3) и на 4 году своего царствования начал большую работу — постройку храма, которая была окончена 7 лет спустя (3Цар. 6), после чего храм был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3 Цар. 8 гл.). После этого Соломон строил свой дворец в продолжение тринадцати лет. Этот дворец состоял из множества различных роскошных построек, украшенных колоннадами и притворами. На первом плане находился кедровый дом (Ис. 22:8), который, как видно, служил арсеналом. Это было трехэтажное здание по 15 комнат в каждом этаже, 50 метров длины, 25 метров ширины и 15 метров вышины и покоившееся на четырех рядах кедровых колонн. Через колонный зал, в 25 м длины и 15 м ширины с особым притвором, проходили в тронный зал, обшитый от пола до потолка панелями из кедрового дерева. Во внутреннем дворе помещались собственные покои Соломона, а также и особый дворец дочери фараона (3 Цар. 7:1 и дал.). Для управления делами, Соломон разделил царство на 12 областей, независимо от деления на колена. Для защиты от врагов Соломон составил значительное войско с колесницами и всадниками, основал особые гарнизонные города для запасов, а также укрепил Иерусалим и прочие важные в военном отношении пункты. Все оставшиеся коренные жители Ханаана были обложены податью. Свою власть Соломон распространил дальше всех израильских царей, живших до и после него (3 Цар. 9 гл.) Его царствование было хотя и коротким, но зато самым цветущим периодом в истории израильского народа: власть израильтян простиралась от Египта на юге до Евфрата на северо-востоке; от моря на западе до пустыни на востоке, «и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3Цар 4:24 и дал.). Из гаваней Чермного моря Соломон посылал свои корабли в далекие экспедиции. Он удивлял свой народ разными диковинами, привозимыми из чужих стран, его купцы продавали сирийским царям лошадей из Египта, со всех сторон привозили ему драгоценности, серебро и золото, так что серебро в Иерусалиме сделалось равноценно простым камням, а кедры, по их множеству, сделались равноценными сикоморам, растущим в низких местах. И царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью (3Цар. 10:23). Он был мудрее всех своих современников и его имя было в славе у всех окрестных народов Он сказал 3000 притчей и составил 1005 песней; он мудро говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся и рыбах (3 Цар. 4:31 и дал). И не только царица Савская, посетившая его, чтобы испытать его загадками, удивлялась его мудрости и богатству, и почтила его подарками (3Цар 10), но и от всех народов и от царей приходили послушать мудрости Соломона (3Цар. 4:34). Относительно его мудрости в 3Цар. 3 гл. сказано, что он в начале своего царствования, после большого жертвоприношения в Гаве, ночью во сне видел видение Бог явился ему и предложил ему просить Его, о чем он хочет. Соломон не стал просить себе долгой жизни, богатства или душ своих врагов, но просил себе разума, чтобы уметь судить и управлять И вот за то, что он просил себе этого, Бог обещал ему: «Я сделаю по слову твоему вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И, если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение» (3Цар. 3:12-15). Первое проявление его мудрости описано в случае с двумя женщинами, недавно родившими по ребенку (3Цар. 3-16 и дал.). Как пример его богатства приводятся те огромные средства, которыми он располагал; одни только суммы, полученные в виде военной добычи, которые Давид передал Соломону для построения храма, — по 1 Пар. 22:14, — составляли 100.000 талантов золота, 1.000 000 талантов серебра, «а меди и железу нет веса, потому что их множество». Для той же цели из собственных своих средств Давид оставил 3000 талантов золота и 7.000 талантов серебра (1 Пар. 29: 4). Подарки, которые царица Савская поднесла Соломону, состояли, между прочим, из 120 талантов золота, не считая других подношении (3 Цар. 10:10; 2 Пар. 9:9).

Доход царя Соломона от торговых предприятии с Офиром, по 3 Цар. 9: 28 и 2 Пар. 8:18, составлял 420 или 450 талантов золота, по 2 Пар. 9:13, 3Цар 10:14 ежегодный доход Соломона составлял 666 талантов золота. Срав. «Деньги».

Эти цифры наводят на некоторые размышления. Естественно, что для сбора таких огромных податей, несмотря на то, что они обозначались прекрасным названием «подарки» (3 Цар. 10:25), иногда требовалось принимать серьезные меры. Тяжела также была та повинность, которою Соломон возложил на всего Израиля. Она заключалась в том, что 30000 человек, попеременно, по 10.000 человек ежемесячно, должны были работать на Ливане (3Цар. 5:13,14). После смерти Соломона народное недовольство выразилось в словах, обращенных к его сыну: «Отец твой положил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего» и т. д. (3Цар. 12.4), на что тот ответил: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (ст И).

Чрезвычайная роскошь в царском дворце, где все сосуды были сделаны из золота (3Цар. 10:1), где ежедневно употреблялось в пищу множество провизии (3 Цар. 4:22 и дал ), наличие десятков тысяч лошадей (3 Цар. 4: 26), — все это имело дурное влияние. К этой дворцовой роскоши принадлежал также многочисленный гарем; в этом отношении Соломон являлся настоящим восточным властелином. Кроме фараоновой дочери, царь имел многих чужестранных жен: моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок и т. д ; всего у него было 700 жен и 300 наложниц. В Песн. П. 6:8 говорится о 60 царицах, восьмидесяти наложницах и о девицах без числа. Правила в Втор. 17:14-20, воспрещают царю заводить множество лошадей, брать много жен и накоплять во множестве серебро и золото. Мудрейший из царей, преступивший во всем этом закон, поступал, как безумец. Чего бы его глаза ни пожелали, он доставал себе (См. Еккл. 2:4 и дал.): сады, рощи, пруды, серебро и золото, дань от царей и стран, певцы, певицы и разные музыкальные орудия. Мудрость он имел большую (Еккл. 2:9), но как он употреблял ее? Великолепие царствования Соломона, на самом деле, было блестящим бедствием.

Жены развратили сердце Соломона, так что в старости он стал поклоняться иным богам и служить мерзостям, как Астарта и Молох, и поставил им жертвенники. Всем своим чужеземным женам он разрешил поклоняться их богам, приносить им жертвы и каждения. В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, как, например, идумеянина Адера, сириянина Разона и израильтянина Иеровоама, которые причиняли ему много беспокойства; к тому же над царем был произнесен суд, — что царство его, после его смерти, разделится, так что сын его будет царствовать лишь над малой его частью (3 Цар. 11:9 и дал.).

После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3 Цар. 11:43).

Блестящий период царствования Соломона в последующие времена разделений и унижений вставал в памяти народа, подобно потерянному раю (2 Пар. 30-26; срав. указания в Мих. 4:4; Зах 9:10 с 3 Цар. 4:21,25). В честь Соломона его имя соединили с названием некоторых мест. Например, «водоемами Соломона» называются 3 больших выложенных каменными плитами водоемы, которые существуют до сих пор, в расстоянии 1 часа пути к юго-западу от Вифлеема; это название, может быть, намекает на Еккл. 2:6. Соломонов притвор, упоминаемый в Новом Завете, был восточной частью колоннады, окружавшей Иерусалимский храм (Иоан. 10:23; Деян. 3: 11; 5:12).

Судя по заголовку Пс., 126, Соломон является его автором. Он также составил не малое количество притчей в книге Притчей Соломоновых. По всей вероятности, он является также автором книг Екклезиаста и Песни Песней.

Соль — евр. мелах.

Соль, в изобилии имеется в Мертвом море и по его берегам. Евреи употребляли ее в качестве приправы и для предохранения пищи от порчи и гниения (Иов. 6:6; Ис. 30:24). Закон требовал, чтобы при всяком жертвоприношении употреблялась соль (Лев. 2:13; Иез. 43:24; Map . 9:49) и для этой цели употребляли большое количество соли (Езд. 6:9; 7:22). Из Исх. 30:35 (евр.) видно, что соль прибавлялась также и к св. курению.

По Иез. 16:4 новорожденные младенцы натирались солью. Соль, как предохранение от порчи продуктов, является символом важности и силы, почему и Спаситель называет Своих учеников солью мира (Мат. 5:13; Срав. Лук. 14:34; Map. 9:49 и дал.; Кол. 4:6) Выражение «есть соль» у кого-либо обозначает — быть на службе у него, или быть в союзе с ним, смотри Езд. 4:14: «мы едим соль от дворца царского», т.е. мы состоим на службе у царя. «Завет соли», т.е. прочный завет (Чис. 18:19; 2 Пар. 13: 5; Срав. Лев. 2:13). Арабы до сих пор считают того союзником, кто ел вместе с ними соль и хлеб. Еврейка в Сирии сказала нам (автору книги и его спутникам) однажды: «Мы сделались как будто братьями и сестрами; мы вместе с вами ели хлеб и соль».

С другой стороны, так как почва, содержащая в себе соль, бесплодна, то соль стала символом смерти и погибели. Неплодородная земля называется по-еврейски «соленой степью» (Иов. 39:6; Срав. Втор. 29:20; Пс. 106:34; Иер. 17:6; Соф. 2:9), поэтому на разрушенные города посыпали соль (Суд. 5:45).

Заключение, которое выводят некоторые из Лук. 14:35, что соль употребляется для удобрения земли, является необдуманным.

Соляной столп. См. «Лот».

Сонам (Шунем), город в колене Иссахаровом, где филистимляне раскинули лагерь во время последней войны с Саулом, который расположился в Гелвуе (И. Нав. 19:18; 1 Цар. 28:4). Из Сонама была та женщина, которая приняла в свой дом Елисея (4 Цар. 4), и оттуда же была красивая Ависага, которую приставили к престарелому Давиду (3 Цар. 1:3); может быть, также и имя Суламита означает деву из Сулема или Сунема. Евсевий упоминает о местности, называемой Сулем. Еще и теперь существует небольшое селение Сулем на западном склоне юры Дахи, к югу от Назарета.

Сонамитянка (4 Цар. 4:12,25), обеспеченная и бездетная женщина в Сонаме, которой за гостеприимство, оказанное Елисею, была обещана радость материнства. Впоследствии пророк Елисей воскресил ее умершего ребенка и дал ей совет, как избежать трудностей семилетнего голода — переехав в филистимскую землю; благодаря его влиянию на царя, она получила обратно свое имение, которое находилось в чужих руках (4 Цар. 4; 8:1 и дал.; Срав. Мат. 10:41).

Сонм — евр. лаака. Сонм, т. е. хор, собрание или множество, например, хор певцов или пророчествующих (1 Цар. 19:20).

Сорек, т.е. виноградная лоза, — долина, где жила Далида (Суд. 16:4), вероятно, теперешний Вади-Сарар, где найдены развалины «Сурик» к западу от Сар, или Цоры, родины Симеона. Быть может, долина получила такое название потому что там занимались виноделием.

Сосипатр. 1) Родственник Павла, которого он приветствует в своем послании (Рим. 16:21). 2) Вериец, сын Пирра, один из братьев, провожавших Павла из Греции в Азию (Деян. 20:4).

Составляющий масти — евр. роках. Составляющий масти (Исх. 30:25; 37: 29; 2 Пар. 16:14) и

Составляющая масти — евр. рокахат. Составляющая масти (1 Цар. 8:13) — мастер, приготовляющий благовонную мазь и курение. В Песн. П 3:6 это слово заменено названием «мироварник».

Сосуд. См. «Мера».

Сосудцы с духами (Ис. 3:19) или флаконы с духами.

Сосуды для питья (1 Цар. 26:11) приготовлялись из различных материалов и имели разную форму; мы читаем о чашах (Быт 40:11; 2 Цар. 12:3; Быт. 44:2,12; Иер. 5:17). Чаши богатых были из серебра (Быт. 44:2), даже из золота (3Цар. 10.21; 2 Пар. 9:20). В Прит. 23:31 говорится о вине в чаше. В Быт. 44:5 говорится о гадании при помощи чаши. По рассказам древних, река Нил называлась чашею Египта; серебряной же чаше, которая была символом Нила, приписывали тайные и чудесные свойства. На ней гадали по отражению света от воды или посредством камней с надписями, которые бросали в эту чашу. Подобное гадание на чашах производится до сих пор на островах Южных морей. В иносказательных оборотах речи под словом чаша часто подразумевается ее содержание; так, например, чаша спасения (Пс. 115:4); чаша страдания (Мат. 20:22; 26:39); чаша гнева ярости (Ис. 51:17).

Сосфен. 1) Начальник синагоги в Коринфе, которого греки избили после жалобы евреев на Павла (Деян. 18:17), может быть, то же лицо, что и

2) Сосфен брат, который вместе с Павлом писал в Коринф (1 Кор. 1:1).

Сотник — центурион. Сотник — римский офицер, командовавший ста солдатами. О некоторых сотниках в Новом Завете упоминается, как о достойных уважения (Map. 15: 39; Лук. 7:1 и дал.). Первый язычник, уверовавший во Христа, был сотник Корнилий. «благочестивый и боящийся Бога» (Деян. 10).

Софар (Цофар) наамитянин, один из 3-х друзей Иова (2:11; 11:1; 20:1).

Софония — Цфаниягу. Софония. 1) Сын Маасеи, священник, посланный в качестве посла от Седекии в Иерусалим (Иер. 21:1; 37:3), в котором Шемаия Нехеламитянин хотел возбудить вражду против Иеремии (29:25,29). Он был убит вавилонским царем в Рифле (2 Цар. 25: 18,21; Иер. 52:24,27).

2) Сын Хусия, праправнук Езекии, пророк Господень во времена Иосии (641-610 гг. до Р.Хр.; Соф. 1:1) до того, как тот начал свою реформационную деятельность 630-623 гг. (2 Пар. 34:3,8) и вплоть до разрушения Ниневии в 625 г.? (Соф. 2:13).

Сохо, город в нагорной Иудее (И. Нав. 15:48), может быть, теперешнее местечко Шувеке, к югу от Хеврона.

Союз — евр. брит.

Союз — обоюдный договор и принятие обязательств для поддержания мира и дружбы, как, например, союз Авраама с Мамре и его братьями, Израиля с Гаваонитянами, Давида с Ионафаном. Такой союз скреплялся призванием во свидетели Господа Бога (Быт. 31:50) и клятвою (Быт. 26:28; 4 Цар. 11:4); при этом нередко устраивали пир (2Цар. 3:12,13,20) и в знак заключения союза воздвигали памятники (Быт. 31:44 и дал.). Союз подтверждался также жертвою, причем животное рассекалось на две части, между которыми проходили заключившие союз, показывая этим, что они сами должны быть рассечены таким же образом в случае нарушения союза (Быт. 15:9 и дал.; Иер. 34:18). Иногда при заключении союза для большего утверждения обе стороны ели вместе соль, почему существует выражение: «завет соли». См. «Соль». Слово «союз» в широком смысле употребляется для обозначения союза (завета) Бога с людьми, как, например, с Ноем (Быт. 9), с Авраамом (Быт. 17), с «избранным народом» — Израилем и т. д., так как здесь союз заключается в обещании благодати. Общение, данное Богом Ною, что подобного потопа больше не будет, называется заветом Бога с ним, с его потомками и с животными (Быт. 9:9-12), хотя людям и животным не предписывалось никаких обязательств. Весь план спасения Богом человечества также назван заветом; его Бог заключил с клятвою (Втор. 4:31; Пс. 88:4; Иер. 31:33 и дал.).

Спаситель и избавитель — евр. мошиа. Спаситель и избавитель, оказавший помощь в нужде — так называли некоторых из судей (Суд. 3:9,15); и израильского царя Иеровоама 2. ((4 Цар. 13:5; Срав. Неем. 9:27). Давид называет Господа своим Избавителем (2 Цар. 22:2), и Господь Сам называет Себя Спасителем Израиля (Ис. 43: 3). Все те спасители, которых Бог время от времени давал Своему народу (Неем. 9:27), были только орудием в руке Того, Который был и есть единственный и истинный Спаситель; вместе с тем они служили прообразом Того Великого Спасителя, Которого Бог дал в Своем Единородном Сыне. «Я, Я — Господь и нет Спасителя, кроме Меня! (Ис. 43:11; Ос. 13:4). Этот обещанный Спаситель, Который должен был взойти на гору Сион (Срав. Пс. 49:2; Ис. 2;3; Авд. 21), был Иисус Христос, Который пришел в мир спасти грешников (Мат. 1:21). В Новом Завете, поэтому, иногда говорится о Боге, как о нашем Спасителе (Тит. 2:10; 1 Тим. 2:3), как о Спасителе всех людей и особенно верующих (1 Тим. 4:10), а также и об Иисусе Христе, как о нашем Спасителе (Деян. 5:31; 2 Тим. 1:10). См. ст. 514.

Стадия. См. «Мера».

Стакти. См. «Каждение».

Стан израильтян — евр. матэ, моханэ. Стан израильтян. Численность еврейского народа после исхода из Египта равнялась более 600.000 мужей, годных для войны, кроме женщин и детей (Чис. 1:46). Как должно было разместить все общество в стане и во время пути, описывается в Чис. 2. Вокруг скинии собрания имели свои места три левитские рода: на северной стороне потомки Мерарины; на южной стороне — Каафовы, на западной стороне скинии — потомки Гирсоновы, а на восточной стороне скинии имели свои места Моисей, Аарон и священники. Вокруг скинии колена Израилевы были расположены следующим образом на восточной стороне, которая первая выступала в поход, стояло колено Иудино, потом Иссахарово и Завулоново; на южной стороне — колена Рувимово, Симеоново и Гадово; на западной стороне — колена Ефремове, Манассиино и Вениаминово и на северной стороне — колена Даново, Асирово и Неффалимово. Каждое колено имело своего начальника и свое знамя. Вид этого стана был великолепен. Когда Валаам рассматривал с Моавитских высот панораму, которая развернулась под его ногами, то воскликнул: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль (Числа 24:5) Переход израильтян от одной стоянки до другой подробно описывается в Чис. 9:15 и дал. О стоянках Израиля (Чис 33) срав. «хождение по пустыне». Что нужно было делать вне стана, см. Лев. 4:12; 6:11; 8:17; 10:4 и дал.; 13:46; 24:14; Чис. 12:14 и дал.; 31:19; Втор. 23:10 и дал.; И. Нав. 6:22; Лев. 14:3.

Старейшины — евр. зкеним. Старейшины. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2 Пар. 12:17; Иез. 27: 9; Быт. 50.7; Чис. 22:7), где образ правления — патриархальный, там старейшина является представителем племени, как, например, еще и теперь у арабов, где верховная власть принадлежит шейху (старцу). Старейшины имели у евреев такое значение, что, как представители народа, они часто упоминаются вместо самого народа (И. Навина 24.1 и дал.; 1 Цар. 8:4 и дал ). Их власть распространялась на все, что относилось к общему благу. Со временем стали отличать особыми названиями тех, которые были народными представителями, областеначальниками (Втор. 31 • 28; 2 Пар. 19:11; евр. текст), или служили, как начальствующие лица, отправляющие правосудие в провинциальных городах (Втор. 19:12; Руф. 4:9 и дал.; 3 Цар. 21:8). Они удержали свое положение при всех политических переворотах во время судей (Суд. 2:7; 1 Цар. 4:3); царей (2Цар. 17:4); плена (Иер. 29:1; Иез. 8:1); после плена (Езд. 3:5; 6:7; 10:8); во время Маккавеев (1 Макк. 7:33; 12:6; 2 Макк 1:10) и также в евангельское время (Лук. 22:66, Деян. 22:5). Срав. «Правосудие».

В христианских церквах с самого начала мы находим старейшин (пресвитеров) (Деян. 11:30; 21:18; 14:23; 15:2), обязанностью которых, как пастырей и блюстителей (греч. епископы) было печься о духовном благе стада (1 Пет. 5:2); учить всенародно и по домам (1Фес. 5:12; Тит. t:9; 1 Тим. 5:17); посещать больных братьев и молиться о них (Иак. 5:14), принимать странников (1 Тим. 3:2; Тит. 1: 8) и являть своей жизнью пример для других (1 Пет. 5:3). Первая церковь не знала никакого различия между пресвитером и епископом; первые были то же, что и последние, и последние то же, что и первые (Деян. 20:17, 28). Для того, чтобы быть верным старейшиною, по пастырским посланиям, требовалось вести безукоризненную жизнь, иметь доброе имя также и среди язычников, иметь дар учительства, быть кротким и страннолюбивым, мужем одной жены, хорошо управлять собою и своим домом, а также не быть из новообращенных.

Статир. См. «Деньги».

Стахий, возлюбленный брат в Риме, которого Павел приветствует (Рим. 16: 9).

Стекло, вероятно, было известно евреям, так как они были соседи его изобретателей — финикийцев. Из египетских памятников видно, что изготовление стекла было известно там еще во времена Иосифа. В развалинах Ниневии найдены куски стекла. В Иов. 28:17 «зхухит» переведенное словом «кристалл», точнее означает стекло.

Указания на стекло мы находим в Отк 4:6; 15:2; 21:18,21. В Прит. 23:31 в еврейском тексте помещено слово «стекло» вместо «чаши». Срав. «Алебастр».

Стефан (т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян. 7). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян. 8:1,4; 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутствии при смерти мученика (Деян. 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор. 17:7).

Стоики (Деян. 17:18), представители философского учения, возникшего в Греции и основанного философом Зеноном из города Ситиума на Кипре (род. в 340 г. до Р. Хр.) и получившего свое название от крытой колоннады или портика (стоа), украшенного картинами кисти художника Полигнота. Учение Зенона получило дальнейшее развитие благодаря его последователям: Клеанфу из Асе (около 260 года до Р. Хр.), а еще более Хризиппу из Киликии (около 240 г. до Р. Хр.), который и оформил его. Стоики считали всю вселенную в целом живым существом, тело которого — материя, и душа которого — Бог. Бог, или мировая душа, есть блаженное, святое и совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное, попечитель и отец всего, наказывающий нечестивых и награждающий добрых. Из Своего собственного Существа, которое представляет субстанцию огня или горящего воздуха, Он создал мир, прекрасный и совершенный, как и Он сам; зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро. Подобно тому, как мир имел начало, он также будет иметь и конец, вследствие всеобщего пожара вселенной, во время которого все погибнет, кроме самого Бога После этого пожара начнется новая эпоха, подобная предыдущей, которая опять окончится всеобщим пожаром, после которого начнется новая эра и т.д. без конца. Душа человека продолжает свою жизнь после смерти, но только до пожара вселенной; после пожара она вновь входит в мировую душу или Бога; в этом мире ее величайшей задачей является жизнь в согласии с природой, т.е. следование тем законам, которые даны ей и ее положением во вселенной Она должна жить, во-первых, как часть целого, приноравливаясь к определенному порядку вещей, во-вторых, жить как член общества, состоящего из разумных существ. Такая жизнь в согласии с природой является добродетелью, а добродетель есть единственное добро.

Стол — евр. шульхан. Стол иногда упоминается в качестве домашней мебли (4 Цар. 4:10 и дал.). Вероятно, обеденный стол у древних евреев был такой же, какой и теперь употребляется у восточных народов: на полу расстилают выделанную шкуру, на которую ставится низкий стол. См. «Пища и «Питье».

Стол для хлебов предложения — евр. шульхан а-маарехег. Стол для хлебов предложения помещался во внешнем святилище, называемом «святое», вместе со светильником и кадильным жертвенником. Стол был сделан из дерева ситтим, длиною в 2 локтя и вышиною в полтора локтя, и обложен чистым золотом; верх его был окружен золотым венцом. К его ножкам были прикреплены четыре золотых кольца; в них продевались шесты, на которых носили стол. К этому принадлежали блюда, чаши и кружки из чистого золота (Исх. 25:23 и дал.; 37: 10 и дал ). В пути стол закутывали покрывалами из голубой и багряной шерсти, а сверху покрывали кожей синего цвета (Чис. 4:7 и дал.). Из 3Цар 7.48 выглядит, что в Соломоновом храме был только один стол для хлебов предложения, но из 1 Пар. 28:16 некоторые заключают, что там было несколько столов, так как написано, что Давид дал «золота для столов предложения хлебов», а в 2 Пар. 4:8 сказано, что Соломон сделал 10 столов для храма и поставил их в храме 5 по правую и 5 по левую сторону. Другие же полагают, что эти столы служили для того, чтобы на них ставили светильники. Древний рисунок стола для хлебов предложения находится на триумфальной арке Тита в Риме. (См. Светильник»).

Столбы — евр. амуддим. Столбы были в большом употреблении в восточной архитектуре, служа подпорой для плоских крыш, а также и украшением. См. описание кедрового дворца Соломона (3 Цар. 7:2 и дал.) и описание храма, в котором были поставлены 2 медных столба, называемые: Иахин и Воаз (3Цар. 7:15 и дал.); Срав. Иез. 40:49.

В некоторых местах Библии говорится о памятниках и столбах, поставленных в память какого-нибудь события или в знак исполнения данного обещания и т. д. Так поступал Иаков (Быт. 28:18; 31:46; 35:14). Моисей тоже поставил у Синая 12 камней по числу колен Израилевых (Исх. 24:4). Иисус Навин поставил 24 камня (И. Нав. 4:8,9). Иаков поставил памятник над гробом Рахили (Быт. 35: 20). Авессалом еще при жизни своей «поставил себе памятник в царской долине» (2 Цар. 18:18). Саул поставил себе памятник в честь победы (на Кармиле) (1 Цар. 15:12). «Рукою» называется тот знак, который Иезекииль должен был начертать при начале двух дорог (Иез. 21:19).

Иногда ставили столбы (истуканы) в честь идолов, с языческими изображениями и украшениями (См. Лев. 26: 1; Втор. 7:5; 12:3; 16:22) и т.д. Иегова шел впереди народа «днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх 13-21,22). Также в Песн. П. 3: бив Отк. 10:1 говорится о столпах дыма и столпах огненных.

В символическом смысле говорится о столпах земли (Пс. 74:4; срав. 1 Цар. 2:8). В кн. Иов. 26:11 говорится о столпах небес; само небо уподобляется распростертому шатру в Пс. 103:2; Ис. 4022; Иер. 51:15. То же указание на столп, как на опору, встречается в 1 Тим. 3:15; где говориться, что церковь Бога живого есть столп и утверждение истины», равно как и в Гал. 2.9 Иаков, Петр и Иоанн упоминаются, как «столпы Церкви». В Пс. же 143:12, где дочери уподобляются искусно изваянным столпам в чертогах, имеется ввиду не опора, а красота. Так и Христос обещает сделать побеждающего столпом в храме Бога Его (Отк. 3:12).

Сторожа — евр. шомрим.

Сторожа. В Библии упоминаются различного рода сторожа. Мы читаем о сторожах в военных станах (Суд. 7:19); о страже на крепостных башнях (4 Цар. 9:17); на городских стенах и улицах (2 Цар. 18:24; Песн. П. 3:3; 5:7); о страже в виноградниках (1:5; 8:11); о сторожах дверей и ворот (4 Цар. 7:11; Map. 13:34; Иоан. 10:3); о привратниках в храме, известных левитах во время Давида в числе 4000, разделенных на чреды, т.е. дежуривших поочередно (1 Пар. 16: 42: 23:5; 26:1,13,19; 2 Пар. 8:14; 35: 15); Пс. 133 побуждает их прославлять Господа на своих постах ночью. Бодрствующими (сторожами) называются в Дан. 4:10,14,20 святые ангелы, служащие Богу духи (Евр. 1: 14). Картинами, взятыми из обязанностей сторожей, часто рисуется служение и обязанности пророков и учителей (Ис. 21:8 и дал.; Иер. 6:17; Иез. 33:2 и дал.; Евр. 13:17). Аввакум стоял на Своей страже (Авв. 2:1); Господь обещает поставить на стенах Иерусалима сторожей, которые не умолкнут ни днем, ни ночью (Ис. 62:

Стражи ночи. См. «День».

Страннолюбие. Епископ, как говорит ап. Павел, должен быть страннолюбивым (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8). Гостеприимство многими древними народами считалось одной из самых главных добродетелей. Евреям оно внушалось заповедями о чужеземцах (Лев. 19:33 и дал.), о бедных (Лев. 25; Втор. 15) и выкупе (Лев. 25). Мы находим много прекрасных примеров гостеприимства как в Ветхом, так и в Новом Завете. См. рассказы об Аврааме и Лоте (Быт. 18:1 и дал.; 19:1 и дал.). Срав. дал. Исх. 220; Суд. 13:15; 19:17 и дал.; о сонамитянке (4 Цар. 4:10); об учениках в Эммаусе (Лук. 24:29); об иноплеменниках на Мальте и ап. Павле (Деян. 28:2,7). Милосердный Самарянин (Лук. 10-33) для всех времен служит образцом христианского гостеприимства. Пренебрежение этим является грехом против Самого Христа (Мат. 25:43). Уже в Ветхом Завете негостеприимство осуждалось (Суд. 19:15; Иов. 31:32). Апостолы увещали христиан: «ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13; 1 Тим. 5: 10) и «без ропота» (1 Пет. 4:9), вспоминая пример Авраама, который, не зная, оказал гостеприимство ангелам (Евр. 13:2).

Яркую картину восточного гостеприимства рисует библейский рассказ о принятии Авраамом трех ангелов, По словам Лейна ( Lane ), он является точной картиной современного гостеприимства среди бедуинов, когда какой-нибудь чужеземец появляется в их стане. Начальник сейчас же приказывает жене или женщинам испечь хлеб, сам закалывает овцу или др. животное. Все это поспешно изготовляется и ставится перед гостями или гостем вместе с молоком и другими освежающими напитками. Если пришельцы знатные люди, то он сам во время еды стоит около них, как некогда Авраам. Бедуин скорее перенесет всякие лишения сам со своим семейством, чем допустит, чтобы пришелец имел недостаток или неудобство под его кровлей.

Странствование по пустыне. Проведя около года у горы Синая и в пустыне Син, израильтяне двинулись в 20-тый день 2-го месяца 2-го года оттуда в северо-восточном направлении. Сделав остановки в Киброт-Гаттааве и Асирофе, они пришли в пустыню Фа-ран, где из местечка Кадес-Варни, близ южной границы Палестины, они послали соглядатаев для обследования земли (Втор. 1:19 и дал.). Когда израильтяне услыхали от возвратившихся о живших в Палестине великанах, то подняли ропот и хотели возвратиться в Египет. За это они были осуждены Богом на странствование по пустыне до тех пор, пока умрут все вышедшие взрослыми из Египта (Чис. 14:25,32); только их дети вошли в обетованную землю. Вопреки этому определению Божию они все же хотели вторгнуться в обетованную землю и потерпели большое поражение (Втор. 1:41 и дал.); после этого в течение 38 лет они должны были странствовать по пустыне между Мертвым морем и восточным заливом Чермного моря. Эти годы странствования, в продолжение которых народ питался манною, одежды их не ветшали и обувь не изнашивалась (Втор. 8:3 и дал.; 29:5 и дал.), представляются как бы ненаписанной страницей Священной истории. Где и как протекли эти годы, об этом Писание умалчивает; тайна, которая окружает этот период, подобна ужасной могиле, в которой зарыты мятежники. Моисей перечисляет 17 лагерных стоянок, местоположение которых неизвестно, пока не достигли Ецнон-Гавера (Чис. 33:19 и дал.) — и упоминает, затем, о возвращении израильтян в Кадес (36 ст.) в первый месяц 40-го года (Чис. 20:1). Некоторые предполагают, что в продолжение этого периода главный лагерь был в Кадесе, а народ кочевал по пустыне, ища пастбищ для своего скота (Чис. 14:33; Втор. 1:46). Когда они, наконец, вновь были собраны в Кадес, Моисей послал просить у едомского царя разрешения пройти через его страну. Им было в этом отказано. Народ, не решаясь силою пробиться в Палестину с юга. должен был вновь идти к югу через Ор, где скончался Аарон, Они дошли до Ецион-Гавера у Аравийского залива, где, перейдя через горы, двинулись на восток от Едома у Мертвого моря в северном направлении Дойдя до Аваримских гор, они взяли области аморреев и моавитян, и, совершив военный поход на Васан, расположились станом на Моавитских равнинах, откуда, двинувшись дальше, перешли Иордан и вступили в Обетованную землю (Чис. 20:22; 21:4; 21:13,25,33; 22:1; 33: 48).

1) От Египта до Синая: Рамзес, Сокхоф, Ефам, Мигдол, переход через море, Мерра, Елим у Чермного моря, пустыня Син, Дофка, Алуш, Рефидим, Синай (Исх. 12-17; 19; Чис. 33:5 и дал.).

2) От Синая до Кадеса: Киброт-Гаттава, Асироф, Кадес (Чис. 11; 13; 33: 1 и дал.).

3) 38-летнее странствование: Рифма, Римнон-Фарец, Ливна, Рисса, Кегелаф, гора Шафер, Харада, Макелоф, Тахаф, Тарах, Мифка, Хашмона, Мосероф, Бене-Яакана, Хор-Агидгад, Иотвафа, Аврон, Едион-Гавер, Кадес (Чис. 33:18 и дал.; 20:1).

4) От Кадеса до Иордана: Бероф-Бене-Яакан, Мозер, Гудгод, Иотвафа (Втор. 10:6 и дал.; Чис. 20:22; 33: 37), мимо Чермного моря, через Елаф и Ёцион-Гавер (Чис. 21:4; Втор. 2:8); Салмон, Пунон, Овоф, Ийм-Аварим (первое лагерное место в восточных пределах Иордана), (Чис. 33:41 и дал.; 21:10 и дал.); долина Заред, река Арнон, Веер, Матанна, Нагалиил, Вамоф, Дивон-Гад, Алмон-Дивлафаим, Фасги на горах Аваримских (где умер Моисей), равнина Моавитская (Чис. 21:12 и дал.; 22:1; 33:45; Втор. 2:13 и дал.).

Страус (по-еврейски яэн), наибольшая из всех птиц, водится в песчаных пустынях Азии и Африки (Исайи 13: 21; 34:13; Иеремии 50:39), где она живет большими стадами; картинное описание страуса находим у Иов. 39: 13 и дал. Страус, мясо которого евреям было воспрещено употреблять в пищу (Лев. 11:16), более всего славится своими перьями. Самец с оперением из черного пуха имеет длинные мягкие перья ослепительно белого цвета на крыльях и хвосте, пух же и перья самки коричневого или серого цвета. Бедра и голени почти голы, а длинная шея покрыта редким беловатым пухом. Все тело и строение крыльев указывают на то, что эта птица создана для бега. Самка часто оставляет яйца из страха пред самой незначительной опасностью. «Он жесток к детям своим, как бы не своим» (Иов. 39:16). Это отмечает Иеремия в своем описании голода и недостатка у матерей пищи для детей: дщерь народа Моего стала жестока подобно страусам в пустыне (Плач. 4:3).

Боязливые по природе страусы иногда, вынуждаемые голодом, совершают набеги на возделанные поля; но, чаще всего, их можно встретить малыми или большими стадами, между дикими ослами и другими обитателями пустыни. Пищу страуса составляют скудная растительность пустыни, улитки и насекомые; вообще он способен глотать все, что ни попадется. По быстроте бега он превосходит самую быструю лошадь: «Когда поднимается на высоту, посмеевается коню и всаднику его (Иов. 39:18). Иногда самка издает резкие, плачущие звуки, с которыми пророк Михей сравнивает свой плач в опустошенной стране (их. 1:8).

Страх Исаака (евр паход Ицхах). Так называется Бог в Быт. 31:42, 53.

Стрелы. См. «Лук».

Струны. См. «Музыка».

Струнный инструмент. См. «Музыка» (Еккл. 2:8; Срав. «Соломон»).

Стулья — евр. кисаот. Стулья у древних израильтян были в большем употреблении, нежели в позднейшие времена, когда установился персидский и римский обычай возлежать за столом. Иосиф посадил своих братьев за стол (Быт. 43:33; Срав. 3 Цар. 13:20; 1 Цар. 9:22; 20:5,24,25). Соломон изображает блудницу сидящею на стуле (Прит. 9:14). В ком--нате, приготовленной для Елисея, сонамитянка поставила также стул (4 Цар. 4:10). Евреи, без сомнения, познакомились с употреблением стульев в Египте. Древние египтяне употребляли разнообразные стулья, начиная с самых простых рабочих с тремя ножками и кожаным сиденьем, до самих роскошных кресел, выложенных слоновой костью и обитых драгоценными материями. Один египетский завоеватель при перечислении своей добычи упоминает о шести царских стульях с подножиями из слоновой кости и кедрового дерева и о шести столах с накладками из золота и драгоценных камней.

Таким роскошным царским стулом был трон Соломона из слоновой кости, обложенный золотом и снабженный шестью широкими ступенями, на которых стояло 12 золотых львов (3 Цар. 10:18 и дал.). О престоле Божием говорится в Ис. 66:1; Мат. 5:34; 23:22; Срав Пс. 962; Ис. 6:1; Иез. 1; о «престоле славы» Христа (Мат. 25: 31) одесную престола Божия (Евр. 12:2; Срав. Пс. 44:7; 109:1; Евр. Г: 8): и о престолах учеников Его вместе с Ним (Лук. 22:30; Срав. Отк. 3:21; 4:4).

Символически престол обозначает достоинство и власть, например, «престол Давида» (Лук. 1:32) и т. д.

В Кол 1:16 этим словом обозначены ангельские степени. Срав. «Ангелы».

Ступа — евр. медоха. Ступа, известная домашняя утварь, в которой израильтяне в пустыне толкли манну (Чис. 11:8), а иногда также и хлебные зерна (Прит. 27:22).

Ступени. 1) В 4 Цар. 9:13 этим словом обозначается лестница (по-еврейски маалот), на которой военачальники отрядов Иорама расстилали свои одежды перед Ииуем, когда провозгласили его царем.

2) «Ступени Ахазовы» (4 Цар. 20: 11) евр. маалот — указатель времени, или солнечные часы, которые показывали время посредством ступеней, по которым двигалась тень. Предполагают, что эти ступени, или солнечные часы, представляли обелиск или что-либо подобное, тень от которого падала на размеренный круг, или на ступени, которые были размерены специально для этой цели. Из их названия «маалот» заключают, что царь Ахаз, любивший все иностранное (Срав. 4 Цар. 16:10), привез их из заграницы или построил по заграничному образцу. Когда царь Езекия просил знамения от Господа, что его здоровье будет восстановлено, то, по молитве Исайи, ему было дано знамение: тень на ступенях Ахазовых вернулась на 10 ступеней обратно (4 Цар. 20:8 и дал.).

В Ис 38:7 и дал. это выражено так: «Я возвращу назад на десять ступеней солнце» (евр.). По всей вероятности, это чудо, слух о котором дошел до самого Вавилона, было причиною того, что оттуда пришли особые послы, чтобы подробнее узнать о нем (2 Пар. 32:

31). Для сравнения приводят случай, который наблюдал настоятель монастыря в Меце 27 марта 1103 г., когда тень на солнечных часах, двигалась в обратном направлении в продолжение полутора часа, вследствие преломления солнечных лучей в облаках.

Ступица — центральная часть колеса, в которой укреплены спицы, и в которую вкладывается ось (3 Цар. 7:33).

Суббота — евр. шабат.

Суббота, т е покой (Быт. 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал».

Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт. 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16: 5, 22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх. 16.29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх, 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний».

Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.).

Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха».

Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17).

Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19]

О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании

В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».

Субботний год. См. «Седьмой год», «Юбилейный год» и «Рабы».

Субботний путь. См. «Мера».

Сува. См. «Сирия».

Суд (Мат. 5:21). См. «Право».

Суд Божий. Так переведено в Деян. 28: 4 слово «дике», обозначающее богиню возмездия, которая постепенно, но верно настигала преступника.

Судилище (Мат. 10:17; Map . 13:9) — суд в провинциальных городах Палестины.

Судно, корабль — евр. ония.

Судно, корабль. Хотя евреи, за некоторыми исключениями, и не были мореплавателями, но все-таки в Библии мы встречаем указания на корабли и мореплавание, благодаря расположению страны при Средиземном море, ее соседству с финикийцами — мореплавателями древнего времени — и тому обстоятельству, что внутри Палестины было судоходное Гённисаретское озеро. Живущие при море колена Завулоново (Быт. 49:13), Даново и Асирово (Суд. 5:17), по всей вероятности, не были чужды мореплаванию, судя по вышеприведенным местам. Иоппия или Яффа у северной границы земли Филистимской и Тир в Финикии с древних времен славились, как хорошие гавани для приходивших издалека торговых судов (Прит. 31:14). В Яффу по 2 Пар. 2:16 привозились бревна с Ливана; из Яффы бежал пророк Иона морем (Ион. 1:3; срав. о Тире Ис. 23:1; Иез. 27; Деян. 21:7). В иудейских гаванях Елафе и Ецион-Гаврее Соломон с помощью финикийских моряков, устроил сообщение по морю с отдельными странами (3 Цар. 9:26 и дал.; 10:22); то же самое пытался возобновить, также и Иосафат (3Цар. 22:48). В Пс. 106:23 и дал. мы читаем об отправляющихся на кораблях в море, производящих «дела на больших водах»; буря, повергая их в страшную опасность, заставляет взывать к Господу и Он избавляет их, и они воспевают Его святое имя в народных собраниях и в сонме старейшин — указание на плавающих в море израильтянах. Все же большая часть кораблей, упоминаемых в Библии, принадлежала чужим народам. Единственной значительной гаванью Палестины была построенная Иродом гавань в Кесарии, из которой отплыл ап. Павел (Деян. 27:2) и, заметим, — на Адрамитском корабле. В Ис. 43:14 говорится о флоте Халдеев; в Ис. 18: 2 — о египетских папирусовых судах (См. «Тростник» и в Ис. 23:1 — о кораблях Фарсиса (См. «Фарсис»). Суда евреев, большей частью представляли небольшие барки или рыбачьи лодки, в которых галилейские рыбаки занимались своим ремеслом на Тивериадском озере и которые встречаются в Евангелии под названием лодка (Мат. 4:18 и дал.; 8:23 и дал.; Map . 1:16 и дал.; 4:35 и дал.; Лук. 5-14 и дал.; 8:22 и дал.).

Корабли того времени приводились у движение или при помощи весел, или же плыли под парусами. Римские торговые суда были более шире и имели большую осадку, нежели военные корабли; следовательно, были чрезвычайно вместительными. Они плавали, большею частью, под парусами; военные же приводились в движение веслами, которыми работали гребцы, сидевшие друг над другом. На носу корабля помещался корабельный знак, или знамя (Деян. 28:11). Иногда корабли были роскошно отделанными; у Иез. 27 красивые Тирские корабли изображаются со всем своим пышным снаряжением: кипарисовыми палубами, кедровыми мачтами, дубовыми веслами, буковыми скамьями, украшенными слоновой костью, узорчатыми парусами, флагами и палатками из египетской ткани голубого и пурпурового цвета и т.д. В рассказе Деян. 27 о морском путешествии Павла и кораблекрушении находим множество подробностей относительно снаряжения больших торговых судов. Мы читаем там о начальнике корабля, кормчем и матросах (см. стихи 11,27, 30) о рулевых канатах («развязали рули» ст. 40), то есть о канатах, при помощи которых управляли рулем (Иак. 3:4) или рулями, потому что большие корабли часто имели по два руля; далее — о спасительной лодке ст. 16,32), якорях (ст. 29,40), и об измерительном приборе, т.е. лоте (ст. 28). В 17 стихе говорится о том, что корабль обязывали канатами, чтобы он не разбился — способ, который часто употреблялся древними. В том же стихе упоминается о спускании парусов. Далее яркими красками описываются меры, принятые для спасения потерпевших кораблекрушение: «своими руками побросали с корабля вещи» (19 ст.), «хотели бежать с корабля и спускали на море лодку» (ст. 30 и дал.) «стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море» (38 ст.), «подняли якоря» (40 ст.), затем пускались вплавь, а кто не умел плавать, держался за доски и обломки корабля. Это было не малое торговое судно: оно вмещало 276 человек (37 ст.).

В древности моряки плавали, в большинстве случаев, осторожно, держась берегов; если приходилось отдаляться от берега, то свой путь они направляли по солнцу или известным звездам. Только в летнее время осмеливались доверяться морю. Даже во времена Павла суда, находившиеся на пути из Палестины в Италию, должны были искать себе гавань для зимовки (Деян. 27:12; 28:11). Понятно, что морские путешествия при таких условиях считались чем-то ужасным. Срав. рассказы о бедствии на море пророка Ионы (Ион. 1:4 и дал.) и переживания Павла на глубине (2 Кор. 11:25 и дал.).

Судья — евр. шорег.

1) Судьи, в собственном значении этого слова, т.е. люди разбирающие дела по закону, поставлены Моисеем по совету его тестя Иофора (Исх. 18:13 и дал.). В последствии были даны законы, касающиеся самих судей (Втор. 16:18 и дал.; 2 Пар. 19:5 и дал.). См. «Право».

2) Судья, в более широком значении слова, значит правитель. Так назывались те вожди и освободители, которые в беспокойные времена после смерти Иисуса Навила до периода царей, время от времени воздвигались Господом для управления и помощи народу, страдавшему от руки врагов. Беспорядок и нужда во времена судей и деятельности последних коротко описываются в Суд. 2:10 и дал. Когда Иисус Навин и его современники умерли и подросло новое поколение, которое не знало Господа и Его дел для Израиля, сыны Израилевы оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте, то «воспылал гнев Господа на Израиля», и Он предал их в руки грабителей и врагов, окружавших их; и им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от руки грабителей, ибо умилосердился над ними Бог и помогал им при жизни судей. Когда же судьи умирали, народ возвращался к прежнему и даже поступал еще хуже отцов в злых делах своих и воспылал гнев Господень на Израиля снова. Необузданность и беспорядок этого времени обрисовывается очень метко несколькими словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 18:1; -9:1; 21:25). Судьи не имели власти царя (Авимелех Суд. 9 был исключением); они не имели никакой власти над землей и народом и не передавали своего звания по наследству (Суд. 8:22 и дал.). Как лично призванные Иеговой, истинным Царем Израиля, они применяли свою власть в то время и в том месте, которые Он указывал. Эта власть заключалась частью в отправлении правосудия, т.е. в деятельности судей в буквальном значении слова (Суд 4:4 и дал.; 1 Цар. 7: 15 и дал.; 8:1 и дал.); частью в исполнении обязанностей правителя (Суд. 10:2 и дал.; 12:8 и дал.).

Деятельность судьи, обыкновенно, начиналась с выступления во главе войска на врагов, которые в то время беспокоили землю; победивши врагов, судья управлял страной до своей смерти. См., например, Суд. 10:8, 18;

11:32; 12:7. Далее надо заметить, что большая часть судей управляла только известными частями страны; колена Израилевы в то время еще не сплотились настолько, чтобы представлять один народ. Иеффай был вождем жителей Галаадских и, победив Аммонитян, вступил в кровавое сражение с коленом Ефремовым (Суд. 12:1 и дал.). За Деворой и Бараком на войну последовала только часть колен Израилевых; Рувим, Гад, Дан и Асир осуждаются за то, что не приняли участия в войне (Суд. 5:14 и дал.). Гедеон не признавался ефремлянами (Суд. 8:1) и т.д. В конце периода судей их деятельность ограничивалась управлением гражданскими делами, сами они не принимали

участия в войнах; как, например, Илий и Самуил.

Положение израильских судей и их титул (евр. шофет - судья) сравнивали с положением и титулом, так называемых «суффетов» в древнем Карфагене, — чиновников, власть которых соответствовала власти консулов в Риме и которых историк Тит Ливии называет судьями; а также с упоминаемыми Иосифом Флавием «династей», т.е. судьями, которые в шестом веке до Р.Хр. одно время правили в Тире. Всего судей было 14 (или 15, если считать и Самегара, который не называется судьей; Суд. 3:31; 5:6).

Приведенные здесь года составляют в сумме 450 лет, такую же сумму лет мы находим и в Деян. 13:20: около 450 лет давал им судей до пророка Самуила». Это счисление ап. Павла, которого держится и Иосиф Флавий; все-таки стоит в противоречии с указанием в 3 Цар. 6:1, где говорится, что время от выхода из Египта до четвертого года царствования Соломона составляет 480 лет. Если из этих 480 лет отнять 450 лет времени правления судей, то остается 30 лет; но откуда получится 40 лет странствования в пустыне, годы правления Самуила и Саула, 40-летнее царствование Давида и четыре первых года царствования Соломона? Между многими попытками разрешения этого трудного вопроса более правдоподобно одно предположение, именно, что несколько периодов рабства и периодов судей, упомянутых в книге Судей, совпадали по времени, но в какой мере, — трудно определить. Согласно книге Суд. 11:26 триста лет прошло от конца странствования по пустыне до времени судьи Иеффая.

Сузы — Шушан.

Сузы, т.е. лилия — персидская столица на реке Улае, где Артаксеркс устроил торжественный пир в третий год своего царствования (Есф. 1:2 и дал.), где Неемия получил позволение от Артаксеркса возвратиться в Палестину и восстановить стены Иерусалима (Неем. 1:1 и дал.), и где Даниил видел одно из своих видений, близ реки Улая (Дай. 8:2,16). В Сузах жили евреи, что видно из Есф. 2: 5; 4:16. Город Сузы грекам и римлянам был известен под названием Суза при реке Хоаспе, славившегося своей водою. Этот город был столицей провинции Сузис или Сузианы, между Вавилоном и Персией, зимним местожительством персидских царей. Он был украшен роскошными постройками и служил местом хранения персидских царских сокровищ. По Страбону, город занимал площадь в 120 или 200 стадий . Развалины Суз еще и ныне существуют под названием Шуш, к востоку от небольшого потока шапур, между Керху, притоком Тигра на западе, и рекою Дисфуль на востоке. Шапур и Дисфуль впадают в реку Карун, которая, равно как и Керху, течет с севера и впадает в Шат-эль-Араб, общее русло Тигра и Евфрата. Там, где Керху и Карун сближаются, между притоками последнего Шапуром и Дисфулем, и находятся развалины Шуш, замечательные по занимаемой ими площади (2 километры с востока на запад и 1,5 км с севера на юг) с многочисленными колоннадами и надписями на кирпичах и на камнях. У потока Шапура возвышается надгробная постройка, называемая могилой Даниила. Трудно определить, который из упомянутых потоков является древним Хоаспом или Улаем. По всей вероятности, все эти реки в древности были соединены каналами. Когда Даниил (Дан. 8:16) говорит, что он слышал голос «от средины Улая», он, быть может, обозначает этим окружавшие город потоки.

Суккот-бенеф — Сукот-банот. Суккот-бенеф, истукан, который переселенцы из Вавилона поставили в Самарии (4 Цар. 17:30); согласно Равлинзону и Шрадеру, — это переделка ассирийского слова Цирбанит, т.е. «дающий семя», имя богини плодородия. По-еврейски это слово может означать «хижины дочерей» (Срав. 4 Цар. 23:7).

Сукхиты — Сукиим.

Сукхиты (2 Пар. 12:3) упоминаемые вместе с египтянами, ливийцами и эфиоплянами, как вспомогательное войско фараона Сусакима, были, как полагают, жителями города Сухе, упоминаемого Плинием, расположенного на западном берегу аравийского залива.

Суламита (Шуламит). См. «Песня П.»

Сума на дорогу (Мат. 10:10) и сума ( Map. 6:8; Лук. 8:3; 22:35) — маленький кожаный мешок, в котором галилейские жители носили в дороге пищу или другие нужные вещи; таковою была также пастушеская сумка Давида (1 Цар. 17:40).

Сунем. См. «Сонам».

Сур — Шур.

Сур, теперь Суэц, город на северном конце западного залива Чермного моря (Быт. 16:7; 20:1; 25:18; 1 Цар. 15:7; 27:8). По имени этого города названа пустыня, которая простирается от северной части залива, вдоль восточного берега (Исх. 15:22); ее называли также Ефамской пустыней (Чис. 33:8).

Сусаким — Шишак. Сусаким. Египетский фараон, названный на памятниках Шешенк 1, первый царь 22-й (или бубастской) династии. Он оказал покровительство бежавшему Иеровоаму (3Цар. 11:40), и, вероятно по его совету, начал войну с Ровоамом, покорил укрепленные города в Иудее, взял все сокровища Иерусалимского храма и дворца, и, по-видимому, сделал Ровоама своим данником (3Цар. 14:25 и дал.; 2 Пар. 12:2 и дал.). Сусаким оставил повествование об этом победоносном походе, высеченным на одной из стен посвященного его богу покровителю Аммону, храма в Фивах, теперешнего Карнакского храма. Там перечисляются покоренные им страны, города и народы. Еще и теперь можно прочесть такие имена, как Адораим, Вефорон, Айалон, Фаанах, Мегиддон и названия некоторых северных и восточных городов Палестины.

Среди рисунков на этом памятнике находятся также поясные изображения закованных людей с семитическими чертами лица. Под одним из них можно прочесть такую надпись: «Иуда Малек», т.е. царь Иудейский или царская Иудея. В речи царю победителю от имени бога Аммона, между прочим, говорится следующее: «Мое сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Аммон-мер-Шешенк (друг Аммона-Шешенк)... Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени».

Сусанна, одна из тех женщин, которые служили Господу Иисусу своим имением (Лук. 8:3).

Сын — евр. бен.

Сын. Кроме буквального значения, это слово употребляется в значении внука, или потомка вообще, например, Быт. 29:5; 2 Цар. 19:24; Мат. 1:1; часто также имеет значение ученика (1 Цар. 3:6), или слуги (4 Цар. 8:9; срав. Тит. 1:4). Далее, это слово употребляется, равно как и слово дочь, согласно еврейскому обороту речи, во множестве выражений для обозначения качества зависимости, сходства и т. п., например, «сын 500 лет», т.е. 500-летний (Быт. 5:32, евр. текст), «сын одной ночи», т.е. выросший в течение одной ночи (Иоан. 4:10 евр.), «сын старости», т.е. сын, рожденный в старости отца (Быт. 37:3); «сын Велиара», т.е. злой человек (1 Цар. 25:17; 2 Кор. 6:15 — Велиар), «сын смерти», т.е. обреченный на смерть (1 Цар. 20:31 евр.); также, «сын погибели» (Иоан. 17:12). Далее «сыны Громовы», т.е. уподобляющиеся по силе грому ( Map. 3:17), «сын мира», т.е. мирный, «сыны воскресения» участники воскресения (Лук. 20:36), «сыны противления» (Еф. 2:2), «сын утешения» (Деян. 4:36), т.е. утешитель; «сыны царства» (Мат. 8:12), т.е. участники в царстве, «сыны чертога брачного (см. Брак»), т.е. участники брачного пира.

Сын Божий — евр. Бен Элохим. Сын Божий в самом высоком значении слова — Мессия (Пс. 2:7; Дан. 3: 25; Лук. 1:35; Иоан. 1:18,34), о Котором уже в Прит. 30:4 мудрец спрашивает: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его, знаешь ли?»

Сын человеческий — евр. Бен-адам. Сын человеческий — название, которое Иисус часто применял к Самому Себе, и которое частью обозначало настоящую человеческую природу Христа и Его совершенное соединение с человечеством (Евр. 2:6), частью указывает на пророчества в Ветхом Завете, особенно у Дан. 7:13, где с облаками шел как бы Сын человеческий».. Срав. Пс. 8:5; Мат. 24:30; 26: 64; Map . 13:26; Лук. 21:27. Это название, обозначающее Спасителя, встречается 80 раз в Новом Завете, и особенно в Ев. Матфея, который показывает, как в Иисусе исполнились пророчества.

Сыновья пророков (евр. бнеи-невиим). См. «Пророки».

Сыновья рабов Соломоновых. См. «Нефинеи».

Сыны Божий, дети Божий, чада Божия. Эти слова употребляются в Новом Завете в трех различных значениях: 1) в естественном значении Адам называется сыном Божиим, как созданный Богом (Лук. 3:38); 2) в духовном смысле верующие называются детьми Божьими, как возрожденные по Его подобию (Иоан. 1:12; Рим. 8:14); 3) в сверхъестественном значении, сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых суть сыны Божий (Лук. 20:36).

Сынами Божьими называются также ангелы (Иов. 38:7).

Сыны Божий в Быт. 6:2, от которых дочери человеческие рождали исполинов, по мнению одних были могущественными мужами княжеского рода, по мнению же других, благочестивыми людьми, ангелами и т. д. Срав. слово «Бог».

Сыны Громовы. См. «Иаков 3».

Сыр, упоминается в 1 Цар. 17:18 и в Иов. 10:10 (евр. гвина, араб. джуон - сыр, в русском переводе творог). Свидетельство Филона о существовании сыра у теперешних бедуинов, образ жизни которых не изменился в течение тысячелетий, вместе с вышеприведенными местами Библии и тем фактом, что в Иерусалиме была особая местность, называвшаяся «долиной сыровара» (по Иосифу Флавию), дают основание предполагать, что израильтянам было известно изготовление сыра в настоящем значении этого слова.