Логос - Свободная Мысль



Духовная практика 

Христианская Духовная практика

Путь духовного совершенствования христианина, ведущий от покаяния ("метаноя") до обожения ("теозис"), проходит через сложный период борьбы со страстями, что требует использования специальных духовных "инструментов".

В христианской Духовной практике одним из наиболее эффективных "инструментов"  по праву считается "Иисусова молитва".

"Иисусова молитва", как Духовный инструмент, имеет силу только в том случае, если человек осознал Божественную природу Христа и глубокую греховность своей собственной природы.

Практикуя  "Иисусову молитву", нужно спокойно, без особых усилий сосредоточиться на её словах, доверившись во всём остальном воле Бога.

Слова молитвы пробуждают соответствующие им чувства, настраивая душу на восприятие Божественных энергий.

"Вхождение ума в сердце", о котором писали христианские подвижники, может быть достигнуто путём синхронизации слов молитвы с естественным процессом дыхания, а состояние душевного покоя, возникающее вследствие глубокого сосредоточения, служит признаком эффективности такой практики.

Ступени совершенства Иисусовой молитвы

  1. Устная молитва (вслух или шёпотом);
  2. Умная деятельная (произносится мысленно, усилием самого человека);
  3. Умно-сердечная деятельная (ум заключён в словах молитвы, а сердце сочувствует);
  4. Умно-сердечная самодвижимая (молитва, движимая Святым Духом);
  5. Умно-сердечная чистая, или непарительная (ум "растворяется" в молитвенных чувствах);
  6. Молитва зрительная (духовное единение с Богом, созерцание Божественных тайн).


Аудиокнига
"Невидимая брань"

Скачать книгу

"Невидимая брань" Никодима Святогорца  -  это практическое руководство в той "войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных", которую ведет каждый христианин.

"Невидимая брань" - одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. На самом деле Никодим Святогорец не автор, а переводчик "Невидимой брани". Автор её - иезуит Лоренцо Скуполи. Это, кстати, интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нём сейчас, когда "ревнители Православия" всякое касание к католическому наследию считают чуть ли не ересью, чем-то невозможным для Православия. Никодим Святогорец многое в своем переводе "Невидимой брани" изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел "Невидимую брань" на русский, тоже многое в ней изменив.

Слушать книгу онлайн

Суфизм

Один из основных принципов суфизма — "Ишк Аллах, Мабут Аллах" ("Бог есть Любящий и Возлюбленный").

Истинно любящий суфий постепенно погружается, тонет и растворяется в Творце - в своём Возлюбленном.

Восприятие Бога, как Возлюбленного, исходит из прямого, непосредственного опыта. Суфии описывают это следующим образом. Когда человек проходит определённое расстояние по Пути Любви, Бог начинает гораздо более активно помогать ищущему, привлекая его к Своей Обители. И тогда человек начинает всё ярче ощущать ответную Божественную Любовь.


Этапы развития ведущей к Богу любви (исходя из представлений Джалал-ад-Дина Руми):

1. Эмоциональная, сердечная любовь ко всему прекрасному и гармоничному в мире;

2. Активная, жертвенная любовь - служение людям;

3. Распространение любви на все проявления мира без различий; об этом суфии говорят: "Если ты делаешь различия между вещами, приходящими от Бога, - ты не человек духовного Пути. Если ты думаешь, что алмаз возвеличит тебя, а простой камень унизит, - то Бог не с тобой";

4. Развитая любовь ко всем элементам Творения перенаправляется на Творца - и тогда человек начинает видеть, по словам Руми, что "Возлюбленный есть во всём".

В суфийском обучении выделяется несколько этапов:

Начальный этап духовной практики - шариат  (закон) связан с неукоснительным соблюдением всех религиозных предписаний. Предварительное прохождение шариата является обязательным условием для вступления на путь духовного совершенствования.

Собственно эзотерическое обучение начинается на следующем этапе - тарикате (путь, дорога). Прохождение тариката связывается с освоением ряда ступеней (макам).

В этическом плане макамы тариката предполагают фундаментальную переоценку ценностей. Они связаны с выявлением собственных пороков и покаянием (тауба), воздержанностью от запретного (зухд), строжайшей осмотрительностью в различении дозволенного и недозволенного (вара), с отказом от недуховных привязанностей и желаний (факр). Мюрид также учится терпению (сабр), "проглатыванию горечи без выражения неудовольствия".

Постоянная память о смерти, осознание её неизбежности ведёт мюрида к ряду переосмыслений. В том числе - к появлению у него бережного отношения к оставшемуся на Земле времени. Размышления о смерти являются сильным средством борьбы с нежелательными привычками и привязанностями. Аль-Газали говорил: "Когда что-то в мирском нравится вам и в вас рождается привязанность - вспомните о смерти".

На этапе тариката проводится и интенсивная интеллектуальная работа. Шейхи постоянно предлагают ученикам новые темы для осмысления, беседуя с ними об основах учения. Мюриды знакомятся с разнообразными литературными источниками, богатым притчевым материалом, учебными историями и т.д.

По мере прохождения всех ступеней этого этапа мюрид обретает беспредельное желание достичь единения с Творцом и входит в состояние рида, определяемое суфиями как "спокойствие в отношении предопределения", т.е. в состояние безмятежности, полного спокойствия относительно происходящего.

Тем, кто успешно прошли макамы тариката, предоставляется возможность идти дальше по пути марефата (медитативного постижения Бога). На этом этапе происходит дальнейшая этическая "шлифовка" подвижника, идёт постоянное совершенствование его любви (в самых разных аспектах), мудрости и силы. Прошедший этот этап суфий реально постигает многомерность пространства, "иллюзорность" ценностей материального бытия, получает живой опыт общения с Богом. В качестве арифа (познавшего), он может получить посвящение в шейхи.

Некоторым арифам удается дойти до четвертого этапа — хакиката (хакк - истина), на котором окончательно осваивается "подлинное бытие". Хакикат приводит арифа к полному слиянию его индивидуального сознания с Объектом его устремлённости, с Творцом.

Сущность суфизма (лекция профессора Тауфика Ибрагима, доктора философских наук, главного научного сотрудника Института востоковедения РАН)

Роль дыхания в суфийской традиции


Молитвенные чётки



©2008 Логос - Свободная Мысль | Обратная связь